Вопрос 2. Назначение, устройство и эксплуатация вертлюгов. Промывочные шланги

Вертлюг — соединительное звено между талевой системой и буровым инструментом, обеспечивающий свободное вращение инструмента и подачу промывочной жидкости через колонну труб к забою скважины. Различают два типа вертлюгов: промывочные (ВП) и эксплуатационные (ВЭ).

Промывочные вертлюги (ВП) изготавливают с фланцевым или резьбовым отводом. Наиболее широко используются вертлюги ВП-50Х160 и ВП-80X200.

Вертлюг ВП-50Х160 состоит из ствола 1 и корпуса 2 с отводом 3 под промывочный шланг. В корпусе установлены два радиальных шарикоподшипника 4, обеспечивающие сво­бодное вращение ствола. Внутренняя полость корпуса в верхней и нижней частях герметизируется самоуплотняющимися манжетами 5, а от пыли и грязи — войлочными уплотнениями 6. Промывочные трубы присоединяют к нижнему концу ствола.

Трубный элеватор закрепляют на стволе под колпаком, навинченным на верхнюю часть ствола. При работе корпус вертлюга находится под воздействием массы промывочного шланга, а масса промывочных труб воздействует на ствол вертлюга.

Эксплуатационный вертлюг ВЭ-50 -состоит из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижную часть составляют корпус, крышка, серьга и отвод буровой трубы. К вращающейся части относится стол, установленный на трех подшипниках, которые обеспечивают надежное центрирование его относительно корпуса, и восприятие осевой и радиальной нагрузок, возникающих при работе. В качестве основной - средней опоры применен упорный шариковый подшипник. Верхний подшипник — роликовый конический, нижний — подшипник скольжения.

Вертлюг имеет надежную уплотнительную систему, предохраняющую от попадания жидкости в опорные узлы. Отвод буровой трубы заканчивается резьбой для присоединения штуцера быстросборного соединения.

В процессе эксплуатации необходимо проверять: надежность крепления всех узлов вертлюга; состояние масла и его уровень в ванне; состояние подшипников; уплотнения и переводники

Промывочный шланг — гибкое соединительное звено между вертлюгом и стояком, через который прокачивают промывочную жидкость. Внутренний диаметр его составляет 38, 63„ 76 и 90 мм, длина—18 м. Рассчитан шланг на рабочее давление 10, 15 и 20 МПа.

Внутренний и наружный резиновые слои выполнены из нефтемаслостойкой и стойкой к абразивному воздействию резины. Концевые участки имеют дополнительную арматуру, создающую переходную жесткость от шланга к штуцеру.

Промывочный шланг должен быть обмотан стальным мягким канатом диаметром не менее 8 мм с петлями через каждые 1-1,5 м по всей длине шланга. Концы каната следует крепить к ответным фланцам шланга. Во избежание порыва шланга при работе с ним устанавливать на насосном агрегате предохранительный клапан на давление ниже допустимого на шланг на 25%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: