Развиваем речь от 2 лет 6 мес. ДО 3 лет 1 страница

Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).
В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или сложных словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи правильные словосочетания по подражанию образцам взрослой речи, начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной или формообразующей модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что он свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению.
Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их экспериментах, а, наоборот, своими вопросами или специальными оговорками следует направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы не ребенки, а ребята, у кошки не котенки, а котята»).

1    
  Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в усеченной форме (маленькая — маленька), однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную часть только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машина красная!»).
2    
  Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом на даче у дедушки». Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у вашего малыша!
3    
  Не требуйте от детей сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.
4    
  Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием прохлопывания трудных слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если ваш малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях («ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.
5    
  Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи вашего ребенка, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ) и другие, чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие вашего ребенка. Затем следует обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения.
Вы можете предварительно сориентироваться в возрастных требованиях к развитию речи ребенка раннего возраста по таблицам в Приложении, однако они носят ориентировочный характер, и окончательное заключение вы можете получить только после консультирования ребенка у логопеда, специализирующегося по раннему возрасту.
Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. Можно слушать бесполезные советы, что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только драгоценное время для раннего развития будет безвозвратно упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом, который проявляется у всех детей ближе к 3 годам.
В Приложении также мы приводим опросник для родителей «Первые слова». Его рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1 г. 3 мес., 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 лет. В зависимости от индивидуального темпа речевого развития одни дети осваивают все слова из приведенного в опроснике перечня уже к 2 годам, другие справляются с этой задачей ближе к 2,5 года.
Краткую версию опросника (опросник для родителей «Самые-самые первые слова») лучше использовать, если ваш малыш только начинает говорить и его словарный запас еще очень невелик. Ближе к 2 годам целесообразно работать с более полной версией опросника, так как объем слов, которые ребенок понимает и может произнести самостоятельно, к этому возрасту значительно увеличивается. Анализ этого материала поможет вам проследить за динамикой лексического развития вашего малыша, а в случае необходимости позволит специалисту (логопеду) систематизировать ваши сведения о раннем речевом развитии ребенка. Если у вас возникнут любые проблемы с речевым развитием вашего ребенка в возрасте до 3 лет, лучше сразу проконсультировать ребенка у логопеда — логопедическая помощь малышу в этом возрасте своевременна и очень эффективна.
Советуем вам на первую консультацию к логопеду захватить несколько заполненных в разное время опросников, по которым специалист сможет предварительно ознакомиться с динамикой накопления слов в активном и пассивном словарном запасе вашего ребенка на протяжении последних 3—6 месяцев.
Заполните дома анкету для родителей — в ней представлен перечень наиболее часто задаваемых родителям вопросов. Работая с анкетой, постарайтесь вспомнить важные детали и точно ответить на все вопросы. Не беспокойтесь, если вам кажется, что в анамнезе (истории развития) вашего ребенка присутствовали многие негативные факторы (тяжелая беременность, сложные роды и т. п.). Детский организм чрезвычайно пластичен, большинство детей с успехом преодолевают серьезные проблемы в развитии речи при условии раннего начала логопедической помощи. Не стоит наобум приписывать маленькому ребенку серьезные логопедические диагнозы, о которых вы могли прочитать в интернет-изданиях или другой популярной литературе. Родительское внимание и квалифицированная педагогическая поддержка значат для развития ребенка в раннем возрасте существенно больше, чем любая попытка заочной диагностики или оценки развития. Наблюдайте за речевым развитием вашего малыша не со стороны, а как активные участники общения, фиксируйте для себя даже самые маленькие речевые достижения ребенка, и результат — хорошее развитие речи — не заставит себя ждать.

1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию, — р, ш, ж.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ1
Первые слова (от 1 г. до 1 г. 6 мес.)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
1 г. — 1 г. 3 мес.
говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами
употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации
произношение нечеткое, слова понятны только маме
быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой
может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя»
отвечает на вопрос действием или одним словом
требует предметы, используя указательный жест и слово
знает свое имя и имена 1—2 близких людей
связывает предмет с его названием
указывает на знакомые предметы
может показать 1—2 части тела
различает эмоции и интонацию говорящего
следует простой инструкции типа «принеси куклу»
понимает слова «горячо», «вкусно»
может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе
прекращает действие, когда говорят «нельзя»
1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.
говорит 20—50 упрощенных слов
новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями
жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания
различает интонацию вопроса
ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов)
любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси»
соблюдает очередность реплик
умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами
в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова)
знает по именам близких людей
различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду)
указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?»
показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос)
учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать»)
может по просьбе найти предмет вне комнаты
находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...»
внимательно слушает чтение сказок, стихов
узнает изображение одного знакомого предмета на картине

Надо обратить внимание, если ребенок:

не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете;
не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;
отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить;
общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает;
не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках.
Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.
постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов
начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования)
проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное
говорит о себе по имени (в 3-м лице)
задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы
продолжает лепетать на своем языке во время игры
может договаривать слово в знакомой фразе
знает название окружающих предметов и действий с ними
отвечает на вопросы словами «да», «нет»
выполняет инструкцию в два действия
понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда»
улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик»
любит сказки, детские песенки
понимает рассказ по картинке с простым сюжетом
1 г. 9 мес. — 2 г.
стремительный рост словаря
повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова
использует короткие фразы с очень выразительной интонацией
во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть)
называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик)
начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки)
любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях
употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди)
понимает выражение типа «папины туфли»
понимает пространственные предлоги (в, на)
знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой»
может знать название одного цвета
подбирает по названиям несколько картинок из детского лото
понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни
внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета
различает понятия «один — много»

Надо обратить внимание, если ребенок:

не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ;
плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов;
продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;
не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими;
перестал говорить те слова, которые произносил раньше;
не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча;
не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи.
Предложение (от 2 до 3 лет)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
2 г. — 2 г. 6 мес.
инициирует короткие диалоги
употребляет личные местоимения
использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а)
употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов
использует предлоги (в, на, с, у)
использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа
в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков
отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно
еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах
различает значения предлогов (впереди, около, под, за)
отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?»
осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов
понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек»
начинает понимать значения чисел (два, пара)
знает названия основных геометрических форм
знает названия 1—2 основных цветов
опознает действие на картинке
узнает предмет по описанию
2 г. 6 мес. — 3 г.
пробует себя в монологе
начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами
согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама)
усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин)
употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы
появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у)
осваивает произношение стечений согласных
слоговая структура нарушается только в новых словах
различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под»
отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову
отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности
имеет представление о числах 1, 2, 3
знает свой пол, начинает говорить о себе «я»
начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе
имеет представление о ближайшем будущем
чувствует ритм, повторяет его по образцу

Надо обратить внимание, если ребенок:

продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи;
не использует распространенное предложение;
опускает простые предлоги «в», «на»;
продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;
не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.

Приложение 2

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации по заполнению опросника

Заполнение раздела «Фразы» помогает определить, понимает ли ваш ребенок высказывания взрослых, обращенные к нему, умеет ли выполнять определенные действия по просьбе взрослого (брось мячик, дай куклу и т. п.). Это очень важный показатель нормального речевого развития.
Заполнение тематических разделов из списка типичных слов начального детского лексикона помогает оценить понимание (пассивный словарь) и употребление (активный словарь) ребенком слов.
При подсчете активного словаря необходимо исключать слова, употребленные дважды: в разделе «Звукоподражания» и в другой тематической группе, например в разделе «Животные».
После заполнения всего опросника подсчитайте соотношение между словами пассивного и активного словаря.
Не волнуйтесь, если вам покажется, что ребенок мало говорит. Для ребенка до 2 лет самым важным является понимание речи. Небольшое количество произносимых ребенком слов не является свидетельством нарушения речевого развития. Разрыв между активным и пассивным словарем может быть очень велик (300—400 слов понимает, 50 слов говорит).
Если ребенок употребляет менее 50 слов, обратите внимание на то, в каком соотношении находятся слова «языка нянь» и нормативные слова.
К «языку нянь» относятся не только звукоподражательные слова, выделенные в опроснике в отдельную группу, но и слова, подобные по слоговой структуре лепету (мама, папа, баба, дядя, бай-бай, топ-топ), которые окажутся внутри различных тематических групп («Люди», «Режимные моменты», «Слова-действия»).
Подумайте, часто ли вы употребляете слова «языка нянь» в общении с вашим ребенком. Используйте эти слова чаще, чтобы помочь ему быстрее освоить родной язык.
Слова, обозначающие действия, и слова-признаки появляются у детей позже, чем слова, обозначающие предметы. Чем младше ребенок, тем меньше слов в последних разделах вы отметите (начиная с тематического раздела «Местоимения»).
Обратите внимание на то, есть ли у вашего ребенка в активном словаре слова «еще», «все», «больше нет». Эти слова очень важны для развития речи. Если мама во время кормления спрашивает ребенка о добавке, то он говорит сам: «Еще каши», а завершая любое действие, он говорит взрослым: «Всё!»
Задумайтесь над тем, какие слова отмечены в опроснике, а какие нет. Появление слов в пассивном, а затем и в активном лексиконе ребенка зависит прежде всего от родителей (от того, куда они ходят с ребенком, на что обращают его внимание на прогулке, во время купания, кормления, чтения детской сказки).
Желаем вам успехов!

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРВЫЕ СЛОВА»
Фразы

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

Беги к маме. Брось мячик. Встань. Выплюни это. Дай это маме. Держись крепче. Идем спать (баиньки). Иди сюда. Не делай этого. Помоги мне. Поцелуй маму. Прекрати! Сядь. Тихо. Устал? Не трогай! Нельзя! Обними маму. Осторожно. Открой рот. Помаши ручкой. Пора спать. Посмотри. Похлопай в ладошки. Умница (молодец)! Хочешь еще? Хочешь кушать? Хочешь покататься? Хочешь спать?

Ниже представлен список типичных слов из детского словаря.
Слова, которые ваш ребенок понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом квадратике (например, мяч )
Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором квадратике (мяч )
Если ребенок устойчиво называет предмет «своим» словом, не имеющим аналогов во взрослой речи, или вместо слов использует только звукоподражания, пожалуйста, напишите их рядом со словами (мяч — «тяка», птичка — «пи-и», упал — «бух»).
Помните, что это список наиболее часто употребляемых слов. Не беспокойтесь, если ваш ребенок знает только некоторые из них.

Звукоимитации и звукоподражания

Голоса животных и птиц

ав-ав бе-е-е га-га з-з-з иа-иа (и-)го-го кар-кар ко-ко кря-кря ку-ка-ре-ку ку-ку ква-ква мяу пи-пи р-р-р хрю-хрю
Дополнительно:  
 

Звуки машин, инструментов, часов

би-би бам-бам динь-динь вжик-вжик ту-ту-у тук-тук чух-чух чик тик-так
Дополнительно:  
 

Имитация плача, смеха, ауканья, подражание восклицаниям и эмоциональным возгласам других людей

а-а ау алло ах ой брысь ха-ха тсс! фу
Дополнительно:  
 

Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах — это обязательный этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует очень мало подобных «слов», подумайте, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ним.

Животные, птицы, насекомые (реальные и игрушечные)

Понимание тех слов, которые ваш ребенок еще не произносит сам, можно проверить, обратившись к нему с просьбой показать (на картинке) или принести игрушку (предмет).

бабочка белка волк ворона ослик конь змея рыба коза лошадка лягушка мишка муха корова рак хрюша птичка петух мышка гусь ежик жук cлон киса/кот курица лен лиса зайка обезьяна олень оса/пчела собака сова тигр утка цыпленок
Дополнительно (плюс персонажи мультфильмов):  
 
 
Транспорт (реальный и игрушечный)
автобус велосипед грузовик коляска машина метро мотоцикл поезд самолет
Дополнительно:  
 
Игрушки
шарик ведерко дудочка колокольчик книжка кубик кукла колечко колесико карандаш лопатка мячик пирамидка пузыри (мыльные) санки
Дополнительно:  
 
Продукты питания, напитки

Если ребенок находится на грудном вскармливании или ест только гомогенизированную пищу, тематический раздел «Продукты питания, напитки», как правило, мало заполнен. Обратите особое внимание на знание ребенком выделенных слов.
Пожалуйста, подчеркните любимую еду вашего ребенка.

апельсин бананборщ варенье виноград водагруша изюм сахар слива соксосиски йогурт капуста картошка каша кефир колбаса компот конфета суп сушки сухари сыр

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow