(на основе видеоматериалов)
1. Найдите художественное произведение, которое его автор посвятил «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Дайте художественный анализ этой картины.
В.Верещагин. Апофеоз войны.
1871 год. Живопись. Жанр аллегория. Худ. Стиль символизм. Верещагин изобразил ИСТРЕБИТЕЛЬНУЮ войну. А точнее суть всякой войны вообще. И сделал он это за 70 лет до начала действительно классической, первой в истории, истребительной войны 1939—1945 годов. Это картина художника-философа. Ах, как точно он дал подзаголовок к своей работе «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим»!!! Нате, наполеоны, тамерланы, карлы двенадцатые и петры первые!!!
2. Определите художественный стиль, в котором выполнены эти произведения. Назовите их автора и раскройте особенности этого стиля. (сюрреализм)
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
|
|
Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.
Общей особенностью живописного сюрреализма стало обращение художников к абсурду, парадоксальному сочетанию форм, алогизму, изменчивости образов. Цель этого современного искусства подняться над духовными ценностями буржуазного потребительского мира. Техника соединять не соединимое ввела в поздний сюрреализм самоиронию и юмор. Одним из направлений сюрреалистической живописи стало сотворение так называемых картин «абсурда».
3. Раскройте символику художественного языка в иконе А.Рублева «Троица».
Икона "Троица", которую создал Андрей Рублев, несмотря на свою внешнюю простоту, окажется безграничной и многогранной по содержанию. Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости»...
Андрей Рублев. Икона Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Композиция «Троицы» подчинена идее круга, которая, кимеет символическое значение вечности, любви, солнца и единства, объединяющего множественность. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это часто делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублев располагает так, что они сами образуют круг.
|
|
Грани палат, горы и подножий ангелов образуют восьмигранник, в который вписаны ангелы и который вторит теме круга. Сам по себе восьмигранник тоже символизировал вечность, так как число восемь у древних евреев почиталось священным, посвященным будущему веку. Это согласуется с древними литургическими толкованиями, в которых праздник троицына дня являл собой «образ будущего века».
Желая обратить особое внимание зрителя на чашу, являющуюся идейным центром изображения, и на среднего ангела, склонение которого предельно эмоционально выражает милосердие и любовь, Рублев сместил чашу и руку, на нее указующую, несколько вниз и вправо от центра иконы, а голову среднего ангела несколько влево от основной вертикали построения. Зритель действительно воспринимает их поэтому в первую очередь.
2. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
Икона «Зырянская Троица», написана по преданию Стефаном Пермским в XIV веке
Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы».[4] В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.
«Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Св. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов»[5].
Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39)[6].
|
|
Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской[4]).
Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.
4. Выберите из представленных произведений те, которые были созданы художниками-передвижниками, назовите их имена и картины.
https://tphv.ru/
Члены ТПХВ:
Архипов А.Е.
Девушка с кувшином, 1927 | Прачки, конец 1890-х | Крестьянка, 1916 |
Деревенский иконописец, 1889 | По реке Оке, 1889 | Зима |
Лёд прошёл, 1895 | Обратный, 1896 | Радоница (Перед обедней), 1892 |
Бялыницкий В.
|
|
Вечер ранней весны | Лодки, 1913 | Ранняя весна, 1953 | В начале весны |
Васильев Ф.А.
После дождя. Проселок, 1867-1869 | Мокрый луг, 1872 | Вид на Волге. Барки, 1870 | Деревня, 1869 |
Рассвет, 1873 | Волжские лагуны, 1870 | Оттепель, 1871 | Болото в лесу. Осень, 1871-1873 |
Васнецов В.М.
Богатыри, 1881-1898 | Витязь на распутье, 1882 | Ковер-самолет, 1880 |
Аленушка, 1881 | Крещение Руси, 1885-1896 | Царь Иван Васильевич Грозный, 1897 |
С квартиры на квартиру, 1876 | Спящая царевна, 1900-1926 | После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 |
Васнецов А.М.
Тайга на Урале. Синяя гора, 1891 | Родина, 1886 | Элегия, 1893 | На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века |
Сибирь, 1894 | Озеро, 1902 | Кама, 1895 | Красная площадь во второй половине XVII века, 1925 |
Ге Николай Н.
Портрет Льва Толстого, 1884 | Портрет А.И.Герцена, 1867 | Христос и Пилат, 1890 | Портрет Н.Петрункевич, 1892-1893 |
В Гефсиманском саду, 1869 - 1880 | Портрет неизвестной в голубой блузе, 1868 | Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871 | Голгофа, 1893 |
Дубовской Н.
Жатва, 1906 | Притихло, 1890 | Родина, 1905 | На Волге, 1892 |
Иванов С.В.
В дороге. Смерть переселенца, 1889 | Семья, 1907 | Приезд иностранцев. XVII век, 1901 |
Царь. XVI век, 1902 | Приезд воеводы | Беглый, 1886 |
Жуковский С.
Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода), 1912 | Плотина, 1909 | Брошенная терраса, 1911 |
Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е | Река Неман, 1895 | Лунная ночь, 1899 |
Каменев Л.Л.
Лунная ночь на реке, 1870-е | Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом | У плотины, 1864 |
Туман. Красный пруд в Москве осенью, 1871 | Вид на реку Казанку, 1875 | Весна, 1866 |
Касаткин Н.А.
Кто! 1897 | Соперницы, 1890 | В коридоре окружного суда, 1897 | Шахтерка, 1894 |
Киселев А.А.
Украинская хата, 1883 | Забытая мельница, 1891 | Вид окрестностей Харькова, 1875 | Прудик, 1892 |
Корзухин А.И.
Разлука, 1872 | Перед исповедью, 1877 | В монастырской гостинице, 1882 | Возвращение из города, 1870 |
Крамской И.Н.
Неизвестная, 1883 | Христос в пустыне, 1872 | Портрет писателя Льва Николаевича Толстого, 1873 | Пасечник, 1872 |
Неутешное горе, 1884 | Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море, 1861 | Портрет Куинджи, 1872 | Полесовщик, 1874 |
Куинджи А.И.
Лунная ночь на Днепре, 1880 | После дождя, 1879 | Радуга, 1900-1905 | Ай-Петри. Крым, 1898-1908 |
Березовая роща, 1879 | Вечер на Украине, 1878 | Украинская ночь, 1876 | Крым, 1900-1905 |
Ночное, 1905-1908 | На острове Валааме, 1873 | Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895 | Снежные вершины, 1890-1895 |
Север, 1879 | Днепр утром, 1881 | Море. Крым | Березовая роща, 1901 |
Левитан И.И.
После дождя. Плес, 1889 | Березовая роща, 1885 | Осенний пейзаж. 1898 | Свежий ветер. Волга, 1895 |
Март, 1895 | Вечерний звон, 1892 | Осень. Туман, 1898 | Тихая обитель, 1891 |
Над вечным покоем, 1897 | Золотая осень, 1895 | Осень. Река, 1897 | У омута, 1892 |
Тишина, 1897 | Озеро. Русь, 1900 | Сумерки. Луна, 1898 | Ненюфары, 1895 |
Вечер. Золотой Плес, 1889 | Владимирка, 1892 | На Волге, 1888 | Весна. Большая вода, 1897 |
Маковский В.Е.
В приемной у доктора, 1870 | На бульваре, 1886-1887 | Вечеринка, 1875-1897 | Свидание, 1883 |
Игра в бабки, 1870 | Крах банка, 1881 | Ночлежники (Ночлежный дом в Москве), 1889 | Любители соловьев, 1872-1873 |
Маковский К.Е.
Дети, бегущие от грозы, 1872 | В мастерской художника, 1881 | Портрет свояченицы (Е.П.Летковой), 1879 | Боярыня у окна, 1885 |
Под венец, 1884 | Перенесение священного ковра в Каире, 1876 | Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 | Семейный портрет, 1882 |
Максимов В.М.
Больной муж, 1881 | Всё в прошлом, 1889 | Мальчик-механик, 1871 |
Аукцион за недоимки, 1880-1881 | Приход колдуна на крестьянскую свадьбу, 1875 | Семейный раздел, 1876 |
Малютин С.В.
Портрет Фурманова, 1922 | Портрет девочки, 1894 | Скульптурная мастерская, 1903 |
Мясоедов Г.Г.
Чтение Положения 19 февраля 1861 года, 1873 | Страдная пора (Косцы), 1887 | Земство обедает, 1872 | Осеннее утро, 1893 |
Неврев Н.В.
Смотрины, 1888 | Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого, 1866 | Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие, 1866 |
Женский портрет, 1892 | Мочалов среди почитателей, 1888 | Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым |
Нестеров М.В.
Видение отроку Варфоломею | На Руси (Душа народа) | Портрет академика Павлова | За приворотным зельем |
Под Благовест | Философы | Дмитрий, царевич убиенный | Лев Толстой |
Автопортрет | Осенний пейзаж | Молчание | На горах |
Пустынник | Сергий Радонежский | Скульптор Вера Мухина | Амазонка |
Остроухов И.
Первая зелень, 1888 | Осенний пейзаж | Сиверко, 1890 |
Ранней весной, 1887 | Золотая осень | Аллея |
Перов В.Г.
Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866 | Охотники на привале, 1871 | Птицелов, 1870 | Сельский крестный ход на Пасхе, 1861 |
Старики-родители на могиле сына | Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862 | Портрет писателя Достоевского, 1872 | Гитарист-бобыль, 1865 |
Петровичев П.
Березы, 1907 | Цветущие вишни, 1919 | Ранняя весна, 1912 | Ростов зимой, 1910 |
Поленов В.Д.
Больная, окончательный вариант | Старая мельница | Русская деревня | Московский дворик |
Деревня Тургенево | Бабушкин сад, 1878 | Мечты, 1894 | Сказитель былин Никита Богданов |
Заросший пруд, 1879 | Христос и грешница | На Тивериадском (Генисаретском) озере | Золотая осень, 1893 |
Похитонов И.П.
Торро дель Греко, 1891 | Зимний пейзаж, 1890-е | Художник на берегу моря | Жатва |
Весенний день | Садовник, 1900 | Снег в По, 1890 | Оттепель (Русская зима) |
Прянишников И.
Крестный ход, 1893 | В 1812 году, 1874 | В засаде |
Задворки | Порожняки, 1872 | Шутники. Гостиный двор в Москве, 1865 |
Репин И.Е.
Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 | Бурлаки на Волге, 1870-1873 | Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891 | На дерновой скамье. Красное село, 1876 |
Портрет композитора М.П.Мусоргского, 1881 | Протодиакон, 1877 | Портрет писателя А.Ф.Писемского, 1880 | Белорус, 1892 |
Портрет Л.Н.Андреева (Летний отдых), 1905 | Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 | Не ждали, 1884-1888 | Мужичок из робких, 1877 |
Портрет писателя Л.Н.Толстого, 1887 | Актриса П.А.Стрепетова, 1882 | Портрет художника В.И.Сурикова, 1877 | Портрет Третьякова, 1883 |
Рябушкин А.
Московская улица XVII века в праздничный день, 1895 | Пир богатырей у ласкового княза Владимира, 1888 | Свадебный поезд в Москве (XVII столетие), 1901 | Снятие с креста (Голгофа), 1890 |
Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899 | Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893 | Семья купца в XVII веке, 1896 | Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) |
Савицкий К.А.
Встреча иконы, 1878 | Беглый, 1883 | Ремонтные работы на железной дороге, 1874 | Инок, 1897 |
Саврасов А.К.
Грачи прилетели, 1871 | Проселок, 1873 | Дворик. Зима, 1870 | Домик в провинции. Весна, 1878 |
Лосиный остров в Сокольниках, 1869 | Весна. Грачи прилетели, 1872 | Закат над болотом, 1871 | Зимний пейзаж (Оттепель), 1890-е |
Лето | Печерский монастырь под Нижним Новгородом, 1871 | Распутица, 1894 | Ранняя весна. Оттепель, 1880-е |
Серов В.А.
Портрет С.М.Драгомировой, 1889 | Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович), 1888 | Девочка с персиками (Портрет Мамонтовой), 1887 | Портрет княгини З.Н.Юсуповой, 1902 |
Волы, 1885 | Портрет И.А.Морозова, 1910 | Заросший пруд. Домотканово, 1888 | Зимой, 1898 |
Дети (Саша и Юра Серовы), 1899 | Портрет итальянского певца Анджело Мазини, 1890 | Портрет художника К.А.Коровина, 1891 | Портрет писателя Л.Н.Андреева, 1907 |
Летом (Портрет О.Ф.Серовой), 1895 | Октябрь. Домотканово, 1895 | Портрет Иды Рубинштейн, 1910 | Баба в телеге, 1896 |
Портрет Гиршман, 1907 | Мика Морозов, 1901 | Портрет художника И.И.Левитана, 1893 | Портрет великого князя Павла Александровича, 1897 |
Степанов А.С.
Дети на хворосте, 1899 | На пастбище | Лоси, 1889 | Прачки в Виши, 1895 |
Утренний привет, 1897 | Журавли летят, 1891 | На Волге, 1897 | Деревня зимой, 1900-1910 |
Коровы на водопое, 1908 | Катание на Масленицу, 1910 | Медведица с медвежатами, 1919 | По волку с гончими, 1900-1910 |
Суриков В.И.
Утро стрелецкой казни, 1881 | Боярыня Морозова, 1887 | Покорение Сибири Ермаком, 1895 | Взятие снежного городка, 1891 |
Переход Суворова через Альпы в 1799 году, 1899 | Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника), 1887 | Автопортрет, 1879 | Зубовский бульвар зимою, 1885-1887 |
Меншиков в Березове, 1883 | Вид на Кремль, 1913 | Степан Разин, 1906 | Изба, 1873 |
Старик-огородник, 1882 | Сцена из римского карнавала, 1884 | Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком, 1894 | Портрет молодой женщины |
Венеция. Акварель | Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской, 1891 | Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника, 1888 | Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, 1888 |
Туржанский Л.
Зимний пейзаж. На дровнях | К осени | Зимой |
Весна, 1917 | Деревушка | Вечерние тени, 1940 |
Московский извозчик, 1911 | Весна в западном крае, около 1910 | Солнечный день |
Шишкин И.И.
Утро в сосновом лесу, 1889 | Дубовая роща, 1887 | Дождь в дубовом лесу, 1891 | Лесные дали, 1884 |
На севере диком.... 1891 | Лесная глушь, 1872 | Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872 | Полдень. В окрестностях Москвы, 1869 |
Среди долины ровныя.... 1883 | Первый снег, 1875 | Рожь, 1878 | Корабельная роща, 1898 |
Якоби В.И.
Привал арестантов, 1861 | Ледяной дом, 1878 | 9-е Термидора, 1864 | А.П.Волынский на заседании кабинета министров, 1875 |
Ярошенко Н
Извержение вулкана, 1898 | Кавказ. Тебердинское озеро, 1894 | Портрет В.С.Соловьева, 1895 |
Всюду жизнь, 1888 | Портрет художника Н.Н.Ге, 1890 | Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина, 188 |
5. Назовите авторов этих всемирно известных Мадонн. Объясните, почему «Сикстинская мадонна» не воспринимается многими в качестве иконы?
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле
Леонардо да Винчи:«Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», 1478-1480гг.); «Мадонна Литта» (1478-1482гг.); «Мадонна дель Гарофано» («Мадонна с гвоздикой» 1472 г.); «Мадонна в гроте» (1483-1486 гг.); «Мадонна и младенец со святой Анной» (пр. 1508-1509гг) и «Мадонна с прялкой» (1501 г).
Наиболее знаменитые Мадонны Рафаэля Санти: «Мадонна Грандука» (1504 г); «Мадонна Коннестабиле» (1504 г); «Мадонна в зелени» (1506 г); «Мадонна со щеглнком» (1507 г); «Мадонна – Прекрасная Садовница" (1507 г); «Мадонна Альба» (1511 г); «Мадонна ди Фолиньо» (1511-1512 гг.); «Сикстинская Мадонна» (1513-1514 гг.).
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары
В чем разница между православной иконой и картиной.
Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
Икона – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.
Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
6. Выберите из представленных картин историческое полотно, принадлежащее кисти выдающегося русского художника-реалиста. Дайте короткую художественно-историческую справку об этой картине.
7. Назовите авторов этих известных в мировой живописи женских портретов. В каких художественных стилях они выполнены? Обоснуйте.
8. Выберите из представленных картин произведения импрессионистов, назовите их, а также их авторов, и дайте короткую характеристику этого художественного направления в живописи.
Импрессионизм - Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения - будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чисто- го красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление.
9. Укажите произведение, созданное Ж.-Л.Давидом, и посвященное одному из исторических деятелей Великой французской буржуазной революции. Кто этот исторический персонаж? Как называется это произведение? Какое художественное течение представляет эта картина?
Ж.-Луи Давид. Смерть Марата
1793. Неоклассицизм. Историческая живопись.
Одним из шедевров мировой живописи сегодня считается Картина «Смерть Марата» (1793 г.), написанная известным французским живописцем Жаком Луи Давидом. Марат был очень хорошим другом художника и одним из самых жестких и фанатичных главарей кровавых революционных событий во Франции. Он был убит решающим ударом ножа у себя в ванной. Поэтому данный «портрет» Марата, гениально выписанный автором, является своего рода напоминающим о трагических событиях тех времен.
Именно на данном полотне героический реализм художника достигает наилучшего художественного воплощения. Ведь писалась работа под непосредственным впечатлением от реальных событий (Давид в таком виде видел друга в последний раз).
Шедевр отличается сочетанием исторической правды с эмоциональной силой восприятия художественного образа. При этом Давид на картине ограничивается только самыми важными деталями для раскрытия трагичности образа: поникшее безжизненное тело, кровавая рана, нож и письмо (им убийца воспользовался с целью проникнуть в помещение). По историческим сведениям, больного Марата убили в ванной. А принимал он ее в то же самое время, когда читал коварное письмо Шарлотты Корде (убийцы).
Искаженные страданиями и скорбью, черты героя имеют ярко выраженный характер портрета. Яркий свет и четкая светотеневая расстановка на темном фоне подчеркивают состояние отрешенности. В роли античного саркофага зрителем воспринимаются ванна с драпировкой из ткани. А чурбан, где поставлена чернильница, выступает символической надгробной плитой с эпитафией: «Давид — Марату».
Автором монументализирован этот образ, через лаконизм и героизм подчеркнута его драматическая выразительность. Художник создал шедевр, схожий с величественно строгим монументом. Таким образом, он хотел увековечить память своего друга как героя Франции, а увековечил себя как гениального французского живописца.
10. Какая из этих картин положила начало, а вернее, дала название новому направлению в живописи к.19 в.? Кто ее автор? Как она называется? О каком художественном течении идет речь?
Импрессионизм
Течение в искусстве, получившее развитие в конце 19 – начале 20 веков. Название нового направления связано с картиной К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и статьей Луи Леруа в журнале «Le Charivari». Журналист в своей работе пренебрежительно отзывается о работах художников и впервые называет их импрессионистами. Само слово происходит от французского «impression», что переводится как «впечатление». Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году. Тогда были представлены работы К. Писсаро, А. Сислея, О. Ренуара, Э. Дега.
Импрессионисты стремились отразить в своих полотнах именно мимолетное впечатление, они изображали мир во всей его стремительности и переменчивости. Основным техническим средством воплощения этих идей в жизнь стали цвет и свет. Мастерам импрессионизма удавалось передать игру солнечного света и тени, колыхающееся состояние воздуха.
Импрессионисты использовали в своих работах все многообразие возможностей этих средств. В основном художники работали на пленэре, так как только при работе с натуры можно было уловить определенное мгновение и попытаться отразить его на холсте.
Идеи импрессионизма поддерживали и развивали в свое