1) Развитие. 2) Хаос. 3) Количество. 4) Истина. 5) Закон. 6) Плюрализм. 7) Демократия. 8) Протон. 9) Мышление. 10) Связь. 11) Равновесие. 12) Информация. 13) Система. 14) Религия. 15) Культура. 16) Общество. 17) Кризис. 18) Крестьянство.
9. Ниже приведены примеры процессов отрицания. Определите, в каких из них имеет место диалектическое отрицание, а в каких – полное, или «зряшное». Аргументируйте свой ответ.
1) Смерть человека от несчастного случая.
2) Ликвидация неперспективных деревень.
3) Преобразование министерства в госкомитет.
4) Ликвидация министерства.
5) Вымирание мамонтов.
6) Замена устаревшей технологии новой.
7) Вытеснение парусного флота пароходами.
8) Распространение аренды и подряда в аграрном секторе нашей экономики.
9) Уничтожение возбудителей чумы.
10) Гибель цивилизации Майя.
11) Сожжение Н.В. Гоголем рукописей второго тома «Мертвых душ».
10. Во время одной средневековой дискуссии между номиналистами и реалистами в зал была внесена корзина яблок. «Возьмите это единичное, отдельный предмет, - сказал реалист, - но так, чтобы он не был общим, не был яблоком!» «А вы, - ответил номиналист, - возьмите яблоко вообще, но так, чтобы оно не было вот этим единичным предметом!»
|
|
О чем говорит эта ситуация? Найдите из нее выход с помощью диалектической концепции общего и единичного.
11. В своей книге «Нищета историцизма» К Поппер утверждает, что у истории нет законов, так как ни одно историческое событие не повторяется. Все в истории уникально, но для того, чтобы существовал закон, нужна повторяемость явлений, событий и т.п.
Можно ли согласиться с К. Поппером? Существует ли полная повторяемость в физическом или биологическом опыте?