Принципы диалектики - это основополагающие начала, лежащие в основе её как науки.
С одной стороны принцип - это венец предшествующего познания, резюмирующая его часть, а с другой стороны - это исходный пункт для получения новых знаний о действительности. Здесь из пассивного, информативного состояния принцип переходит в активное, являясь основанием действия личности.
Характеристика принципов:
-принципы вторичны по отношению к действительности. "не природа и человечество сообразуются с принципами, а наоборот,
-принципы верны лишь поскольку они соответствуют природе и истории". (принцип базовая форма мировоззрения человека. Г.Гегель писал: "Принцип содержит всё в скрытом виде… Он подобен скупому, который держит в мешке все наслаждения как возможность, в действительности же избавляет себя от утомительности самого наслаждения";
-они являются основанием мышления и деятельности субъектов познания;
-они являются основанием мышления и деятельности субъектов познания;
|
|
-они являются нормой, идеалом, установкой, базисом, регулятором процесса познания.
Таким образом, принцип представляет собой обобщенное знание, единственно объективного и субъективного, выступает формой процесса мышления принадлежит сознанию, но не действительности, в них закреплён гносеологический опыт человечеств
Обычно в диалектике называют два принципа: связи и развития. Этот подход неполно раскрывает суть проблемы.В философской литературе имеется ряд попыток дать систематизацию принципов диалектики. Интересен следующий вариант.В соответствии с принципом диалектики логики и теории познания выводится две системы принципов. Принципы диалектики онтологического ряда. Принципы логики и теории познания, гносеологического ряда.
Онтологический ряд:
-весь ход знания приводит к принципу существования. Ибо каждое явление обладает фактом существования. Это исходный базовый принцип;
-исходя из аксиоматического принципа можно говорить, что мир существует как единый, несмотря на то, что он не однороден. Отсюда формулируется доказываемый наукой принцип материального единства мира, или единства мира;
-мир един, но состоит из многообразия разнокачественных явлений, отсюда формируется принцип неисчерпаемости материи. Мир неисчерпаем как в глубь так и вширь как гносеологически так и онтологически;
-принцип неисчерпаемости непосредственно связан с принципом всеобщей связи;
-принцип связи ведёт к поиску источников движения и развития, а следовательно, к формулировке принципа развития;
-своеобразной конкретизацией принципа развития является принцип детерминизма. Это активная связь движения. Это признание взаимообусловленности вещей;
|
|
-поскольку мир связанное и развивающееся целое - это система. Наука должна выявить системную связь явлений;
-всякое системное целое движется, проявляется, то есть функционирует. Отсюда следующий принцип - принцип функционирования.
Предложенная система построена на базе анализа действительности, принципы брались не произвольно, а выводились один из другого. Субординация их осуществлена в соответствии с логикой бытия. Начинается система с бытия, а замыкается действием, практикой. Кроме того, предлагаемая система открыта для дополнения, развития.
Принципы онтологического ряда не могут детерминировать процедуру познания. Это делают принципы познания и логики. К ним относятся:
-принцип отражения;
-принцип объективности отражения;
-принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
-принцип единства исторического и логического;
-принцип единства теории и практики;
-принцип дополнительности (Н.Бор. Учет условий в которых получены результаты) и так далее.
Предлагаемый порядок не жестко детерминирован и также открыт для дополнения и развития. Методологическое значение системы иллюстрируется следующим примером. При построении теории патологии предлагается использовать метод принципов, который предполагает:
отыскание и формулировку самих принципов
построение их в единую систему
выработка на их основе системы методов исследования
Основными принципами построения теории патологии являются:
-принцип эволюционизма. Механизмы патологического процесса - это эволюционно выработанные приспособительные механизмы живых систем;
-принцип целостности - закономерного единства структурно - функциональных изменений;
-принцип детерминизма - признание причинной обусловленности патологического процесса;
-принцип динамизма - признание сложной системы регуляции движения.
Вопрос 3.Законы диалектики и их методологическое значение для деятельности врача
Готовясь отвечать по этому вопросу, необходимо иметь в виду, что материалистическая диалектика представляет собой целостную органическую систему, имеющую свою структуру. Структуру диалектики образуют ее элементы представляющие собой субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность развивающегося реального мира. Дайте характеристику названных элементов диалектики. Подробно раскройте содержание принципа развития и принципа всеобщей связи, а также особенности их проявления в военном деле.
Приступая к изучению законов материалистической диалектики, следует глубоко разобраться в самом понимании философией того, что такое закон. Обратите внимание на классификацию законов, отличие закона от закономерности. Подробно рассмотрите две группы закономерностей – динамические и статистические.
Далее следует перейти к характеристике законов материалистической диалектики. Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания. Раскрывая каждый из названных законов необходимо уметь сформулировать сущность закона, дать характеристику основных категорий с помощью которых раскрывается содержание закона, привести примеры действия закона в природе, обществе, военном деле. Законы - второй элемент диалектики. Имеются такие определения закона:
закон есть прочное остающееся в явлении
закон - спокойное в явлении
закон - существенное в явлении
закон - отношение сущностей или между сущностями
Таким образом закон можно определить так: Закон - это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь - отношение, характеризующая взаимосвязь явлений, порядок их строения и функционирования. Многообразие мира порождает и многообразие его законов. Существует множество подходов и их классификации.
|
|
Законы классифицируются по основаниям:
По степени общности различают частные, общие и всеобщие законы.
Частные - это те законы, которые проявляются в отдельной области и не распространяются на другие сферы. Например, основные закономерности наследования, открытые Г.Менделем.
Общие законы, они охватывают обширную область предметов и явлений действительности. Общим для войны и военного дела является закон определяющей роли политических целей войны. Характер политической цели имеет решающее влияние на ведение войны.
Всеобщие законы - это те, которые всегда и везде. К ним относятся законы материалистической диалектики. Всеобщие законы диалектики могут проявляться через общие и частные законы, посредством их. Не следует считать, что возможно абсолютно самостоятельное действие законов диалектики в отрыве от менее широко действующих законов, ибо тогда надо выделять области, где действуют только частные законы, или общие, или только диалектические. Но в этом случае они не будут всеобщими. В любой области действительности действуют одновременно законы всех трёх этапов.
Существуют и другие основания деления, это:
- законы развития;
- законы функционирования;
- законы динамические и статические.
Динамическая закономерность - это весьма устойчивое отношение. Когда один объект однозначно определяет другой (биогенетический закон).
Статистическая, или вероятностная закономерность представляет собой отношения повторяемости. Наступления события в определённом проценте случаев. Примером этого закона является второй закон Менделя, согласно которому в потомстве ожидается расщепление по фенотипу в отношении 3:1 и по генотипу 1:2:1.
Принципы, законы диалектики выражаются через её основные понятия и категории.
|
|