Вопросы самоконтроля. 1. Отрицает ли агностицизм сам факт существования познания?

1. Отрицает ли агностицизм сам факт существования познания?

2. Отрицает ли объективный идеализм познаваемость мира?

3. В чем ограниченность материализма XVII-XIX вв. в понимании познания?

4. Возможно ли устранить субъективное из познания?

5. Что такое виртуальная реальность?

6. В чем сущность концепции личностного знания М.Полани?

7. Какие аспекты взаимосвязи теории и практики выделял Вл.Соловьев?

8. Назовите важнейшие формы практики?

9. Что относится к сфере иррационального?

10. Что такое мышление?

11. В чем состоит гетерогенность чувственного познания?

Вопрос 2. Познание как процесс

Учение о познании - теория познания - составляет особую область философского знания – «гносеологии». Гносеология находится в диалектическом единстве с такими сторонами философии, как онтология (учение о бытии) и логика (учение о мышлении). Вместе они составляют единое фиософское знание. Главным в теории познания является вопрос: что такое познание и каков его конечный рзультат? Основными гносеологическими принципами являются: принцип познаваемости мира, принцип отражения и принцип определяющей роли практики.

Чтобы уяснить, что такое знание, каково его строение, как оно возникает, необходимо, прежде всего, рассмотреть соотношение сознанияи познания.Процесс научного познания связан с таким свойством сознания как отражение. Отражение - есть воспроизведение взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга. В отличие от животных человек отражает мир с помощью абстракций:понятий, суждений, теорий и т.п. В своей сущности познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах, теориях. Познание выступает как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании, высшая, социальная форма отражения.

Процесс научного познания включает в себя ряд элементов: объект, субъект познания, знание как результат и методы исследования. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Субъект познания - социально сформированный человек, который овладел культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности.

Объективное и субъективное в познании. Прежде всего это положение о том, что отражаемое первично, а его отражение, т.е. образ, вторично. Образ субъективен по форме отражения, но объективен по происхождению и содержанию. Образ - любой элемент знания, несущей содержательную информацию о некотором классе объектов.

Мысль, образ, модель, информация получают реальное воплощение в

знаках, в естественных и искусственных языках, в знаковых системах.

В решении вопроса о познаваемости мира выделяются две противоположные позиции; одни признают познаваемость мира как объективной реальности, дру­гие - сужают возможность познания или вообще ее отрицают (агностицизм). Агностицизм может выступать в различных формах. Одной из его пер­вых форм был скептицизм философов античного мира. Они утверждали, что все знания нужно подвергнуть сомнению. Крайняя форма скептицизма была выражена английским философом XVIII века Д. Юмом, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может познать и мир.

В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в формах релятивизма и иррационализма. Если релятивизм преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то иррационализм в науке принижает роль разума, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем. Наука по мнению иррационалистов, не дает людям истины и не несет им блага, а лишь умножает их страдания. Идеи иррационализма развивали известные философы XIX-XX веков: Ницше, Гартман, Бергсон и др. Иррационалистические тенденции характерны и для некоторых совре­менных философских школ (например, герменевтика). Они проникают и в военную науку. Согласно иррационалистическим взглядам, война объявля­ется «непостижимым явлением человеческого бытия», отрицает возможность познания сущности войны и законов вооруженной борьбы; утверждается, что военная наука не может выступать подлинной теорией, поскольку име­ет дело с индивидуальными особенностями и неповторимой практикой пол­ководцев.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относятся, во-первых, сложность, неисчерпаемость и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности; во-вторых, известная ограниченность и противоречивость самого процесса познания (неполнота знаний на каждом конкретном историческом этапе развития общества, ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений в научном познании и т.д.); в-третьих, непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность). Причиной социального порядка выступает позиция определенных социальных сил, заинтересованных в слепой вере в сверхъестественные силы.

Познание осуществляется в формах чувственного и рационального (логического) отражения действительности. Чувственное познание - это непосредственное взаимодействие субъ­екта и объекта, отражение (объектов), предметов и процессов с помощью органов чувств. Оно характеризуется непосредственным воспроизведением отражаемого объекта, наглядностью и предметностью идеальных образов. Отражая, как правило, внешние признаки предметов (объектов), чувственное познание дает субъекту лишь первичные знания на уровне явления. Формами чувственного отражения являются ощущения, восприятия и представления.

Рациональное (логическое) познание - это сложный, присущий только человеку, способ отражения объективного мира посредством абстрактного мышления. Для него характерны высокая активность и целенаправленность, абстрактность, обобщенность отражения, проникновение в сущность объек­та, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития. Благодаря логическому познанию происходит углубление знаний об объекте от первичных, поверхностных до понимания его внутренних, необходимых, устойчивых сторон и признаков. Рациональное познание осуществляется в формах понятий, суждений и умозаключений, каждое из которых является как бы ступенькой познания, восхождения от явления к сущности изучаемого объекта. Качественные различия чувственного и рационального познания выдвигают вопрос об их взаимосвязи в познавательном процессе. Философы по-разному отвечают на этот вопрос Одни из них отводят главную роль показаниям органов чувств и утверждают, что истинное знание может дать не только чувственное познание. Такой подход характерен для сенсуализма. По иному отвечают на поставленный вопрос сторонники рационализма. С их точки зрения только логическое познание дает истинное знание.

В теории познания как теории отражения разработаны общие и специфические закономерности познавательного процесса. Общие характеризуют проявление законов и категорий диалектики в сфере познания. Специфические закономерности характеризуют собственно познавательный процесс. Одна из них определяет процесс познания в целом как движение от живого созерцания к абсолютному мышлению, а от него - к практике.

Другая закономерность характеризует познавательный процесс по отношению к объекту и определяет, что познание движется от явления к сущности. В процессе познания он постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т.д. порядка, вскрывая все новые и новые внутренние и внешние связи и отношения. Закономерности познавательного процесса действуют во взаимосвязи, в диалектическом единстве. Обусловливая и дополняя друг друга, они ведут научное познание по пути адекватного отражения действительности.

Процесс познания бесконечен, ибо мир беспределен. В последствие незаконченности познания в каждый конкретный период остается сфера непознанного, куда не могут проникнуть ни наши чувства, ни разум. В XIX в. в философии начинает складываться течение иррационализма (А. Шопен­гауэр, С. Керкегор, Ф. Ницше, Э. Гартман).

Одни авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие - инстинкта, третьи - воли, четвертые - мистического озарения и т.д. В действительности рациональные и иррациональные моменты в познании на­ходятся в диалектическом единстве, что обусловлено характером самого бытия.

Специфика социального познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания Кроме того, необходимо отметить сложность общественного явления, трудности, связанные с субъектом познания, социально-историческая обусловленность социального познания.

Специфика познания в области военного дела обусловлена особенностями военной практики, которая накладывает отпечаток на субъект и объ­ект познания, на содержание познавательного процесса. Военная практика включает в себя военно-техническую, организационную, учебно-воспитательную и другие виды деятельности в условиях мирного и военного времени. Субъектами познания в области военного деда выступают отдельные военнослужащие, коллектив офицеров-практиков (штабы, органы военного управления и пр.), которые непосредственно управляют войсками и военные исследователи, научно-исследовательские коллективы, осуществляющие научное обеспечение военной практики, решение управленческих задач. Объектами познания в сфере военного дела выступает война как социально-политическое явление, вооруженная борьба, оружие и боевая техника, формы и способы ведения боевых действий, различные стороны профессиональной подготовки войск и руководства ими в мирное и военное время. Это сложные, противоречивые и динамичные объекты, имеющие тенденцию к усложнению.

Особенности познания в военной области обусловлены спецификой условий, в которых оно протекает. К ним относятся: трудности добывания и проверки фактор и военной действительности, ограниченные возможности получения достоверной информации о вероятном противнике, нехватка времени на ее всесторонний анализ, быстрое «старение» полученных данный в условиях ведения боевых действий, ограниченные возможности для практической проверки подученных в мирное время теоретических выводов и обобщений и др. Познавательная деятельность субъекта в боевой обстановке происходит в условиях опасности для жизни, что снижает возможности верного решения познавательных задач, и постижение истины.

Таким образом, познание есть процесс отражения, в ходе которо­го свойства объекта воспроизводятся в человеческом сознании в виде идеального образа, объективного по своему происхождению и содержанию, и субъективному по форме отражения. Отражение субъектом объективного мира носит не пассивный характер. Человек отражает мир для того, чтобы его преобразовывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: