Вопрос 1.Сущность и основная проблематика философии истории

Зародилась философия истории в эпоху античности в трудах Геродота и Фукидида. Сочинения первых историков человечества заложили основы научной парадигмы познания истории. В их трудах описывается человеческая деятельность, вскрываются причины исторического движения и его последствия. Аврелий Августин (354— 430) создал философию божественного государства, нашедшую свое законченное выражение в христианской церкви. Философия истории Августина оказала решающее влияние на последующее тысячелетие, вплоть до XVIIIвека.

Выдающимися представителями (и наиболее ценными произведениями) в философии истории являются Дж. Вико («Основания новой науки»), Ш.Л. Монтескье («О духе законов»), Г.Э. Лессинг («Мысли о воспитании рода человеческого»), И.Г. Гердер («Идеи о философии истории человечества»), Г.В.Ф. Гегель («Лекции по философии исто­рии»), К. Маркс, Ф. Энгельс («Манифест коммунистической партии»), О. Шпенглер («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»), К. Ясперс («Смысл и назначение истории»), Р.Дж. Коллингвуд(«Идея истории»), Н.А. Бердяев («Смысл истории») и другие.

В спектр философского осмысления истории традиционно включаются вопросы о смысле и направлении исторического процесса, начале и конце истории, а также проблемы выделения внутри исторического развития существенных ступеней, фаз, эпох, специфики исторического знания, соотношения истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве. Сюда же следует отнести гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки. Философия истории - это область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, философское истолкование и оценку истории.

Предметом философии истории выступает историческое измерение бытия человека. Объектом философского анализа является всемирная история в целом или же какой-либо сегмент человеческой истории.
Важнейшими системами философии истории являются: теологическая, считающая движущей силой истории решение Бога; метафизическая философия истории, предполагающая основной силой трансценден­тальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия ис­тории, видящая основанием общественного развития духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории, в качестве основы рассматривающая природу человека, обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистичес­кая философия истории, обосновывающая экономические отношений
в качестве источника общественного развития.

Немецкий идеализм видел в качестве господствующих в истории метафизические силы и идеи. Человек трактовался вплетенным в эмпирические и трансцендентальные события истории. Всю действительность Гегель считал историей, в которой господствует мировой разум. Для него история выступает как независящий от человека объективный процесс, сущность которого проявляется в трех последовательно сме­няющих друг друга ступенях: первоначальной истории, рефлективной истории, философской истории. На ступени первоначальной истории исследователь является свидетелем описываемой эпохи, проникнутый ее духом и в силу этого неспособный уловить суть исторического. На уровне рефлективной истории мыслитель осуществляет историческую реконструкцию, находясь в современной ему духовной ситуации, ис­поведующей иные ценности. На ступени философской истории толь­ко и возможно понять сущность истории и интерпретировать исто­рический процесс как целостность, развивающуюся во времени по определенной логике. По Гегелю, философия истории предстает адек­ватным знанием истории, действительной наукой, т.к. именно в ней логическое совпадает с историческим. Сущность истории видится не­мецкому философу в обеспечении реализации человеческой свободы в области духа, сознания.

Марксистская версия сущности истории сводится к тому, что она обеспечивает процесс перехода человека «из царства необходимости в царство свободы», то есть выступает средством воплощения потенциа­ла свободы. Деятельность людей по своему освобождению происходит в сфере материального производства. Отсюда следует, что сущность исторического процесса заключается в законах, регламентирующих развитие и смену способов производства.

Натуралистическая философия истории в лице В. Вундта (1832— 1920), Г. Мюнстенберга (1863-1916), В. Дильтея (1833-1911) сущность истории усматривала в психике людей, определяющих ход истории. Выяснить истинные мотивы под силу только психологии, которая и является истинной историей.

Исследователей истории всегда интересуют вопросы существования и выявления исторических законов, с помощью которых возможно осуществить некую классификацию и периодизацию ее структуры и развития. Данная тенденция проистекает из наук о природе, которые объясняют и предсказывают естественнонаучные факты на основе научных законов. Единство законов общественного развития и законов природы заключается в их объективном характере. Действие законов природы и социального развития невозможно отменить.

Философия истории решает и такую задачу, как хронологическое и процессуальное членение исторической жизни. Представление истории, состоящей из эпох, этапов, стадий как относительно самостоятельных в содержательном смысле частей дает возможность показать ее как упорядоченный процесс. Философии истории свойственно решение задачи по выявлению форм протекания истории. Предполагается, что история принимает наиболее часто формы линии, круга, спирали, либо какие-нибудь иные. Первый методологический подход представляет отношение между прошлым, настоящим и будущим в качестве линейно направленного развертывания. Вариант кругового развития означает отсутствие принципиальной новизны. В условиях спиралевидной формы исторической жизни происходит соединение линейнообразного и кругообразного движения. Возможны и другие варианты фигур протекания истории. Греки представляли мир как завершенный Космос, которому присуща гармония и цикличность, поэтому и историю они трактовали в виде кругового движения образа вечности и временности. Для христианской философии истории характерно линейное развитие истории. В европейской философии истории XX века развивается идея локальных цивилизаций, которые обладают своеобразными особенностями и не выстраиваются в единую историю.

Признание существования цели истории требует рассмотрения проблемы общественного прогресса и его критериев. В зависимости от того, приближается или удаляется исторический процесс от своей конечной цели, говорится о прогрессивном или регрессивном развитии. Понятия прогресса и регресса являются оценочными, в основе их определения лежит операция сравнения состояний, стадий, ступеней. В качестве критерия используется обозначенная цель истории. По мнению К. Ясперса, целями истории следует считать: цивилизацию и гуманизицию человека, свободу и сознание свободы, величие человека, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь, открытие бытия в человеке, постижение бытия в его глубинах, открытие божества. (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 263). Признание существования прогресса является важной мировоззренческой идеей. Важным аспектом исторического прогресса выступает научно-технический прогресс как средство достижения цели истории. Вера в возможности научно-технического прогресса нашла свою опо­ру в философии Просвещения и диалектическом материализме. Дан­ной веры в настоящее время придерживаются, должны придерживаться широкие массы, т.к. противоестественно жить без надежд на будущее. Оптимизм народа основывается на том, что человечество находится в переходном состоянии. Есть все предпосылки к тому, чтобы устранить противоречие между господством над природой современной техни­ки, технологий и отставанием развития моральных качеств человека через его воспитание в интересах установления на Земле новой гармо­нии между материальными и духовными силами.

В философии и культурологии содержится огромный мировоззренческий гуманистический потенциал, который при востребованности в состоянии превратиться в один из факторов духовного возрождения России. Философия в мировоззрении человека способна выступать в качестве основы современной научной картины мира, интеграции зна­ний. Философия предлагает человеку ответы на основные мировоз­зренческие вопросы. Овладение философской культурой является обязательным условием мировоззренческой подготовки, профессио­нального становления и гуманистической деятельности врача.

Завершение истории является традиционной проблемой философии истории. В понятие «конец истории» вкладывается несколько смысловых значений: реализация смысла истории, его полная объективация; свершение апокалиптических (от греч. apokalypsis - откровение) пророчеств; достижение некоего стабильного состояния общества. Данная проблема приобрела особую актуальность в среде философов, социологов и культурологов, исследующих западноевропейскую цивилизацию накануне завершения текущих столетия и тысячелетия. Ожидание гибели - основной лейтмотив современной западной философии истории. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец.- эти слова и подобные им наполнили практически все иссле­дования по истории культуры. Идея апокалипсического конца истории связывается с устаревшим общественным строем, со старой сис­темой организации экономики, с изжившей системой ценностей и, в целом, со всей культурой западной цивилизации.

Основной причиной сложившегося цивилизационного кризиса считается несовпадение, рассогласование прогресса науки, технологии, культуры, талантов, способностей и вкусов с уровнем развития человеческой морали. Социальное мышление и общественные уч­реждения хронически не успевают, не соответствуют динамичному научно-техническому прогрессу. В XX веке человечество разочаровалось в двух стержневых мировоззренческих идеях - вере во всемогущество науки и техники и в возможность построения справедливого общества для большинства людей. Разрыв между рационалистическим, научным и гуманистическим, собственно человеческим компонентами мировоззрения человека приобрел угрожающие размеры. Отношение человека к окружающей его природе, обществу и самому себе объективно ставит целый спектр мировоззренческих вопросов. Необходима корректировка существующих идеалов, ценностей, принципов, смысла жизни человека, которые привели его к принявшей довольно четкие очертания угрозы гибели, исходящей из нарастающих общече­ловеческих глобальных проблем. Нужна новая мировоззренческая па­радигма выживания в современных условиях.

Концепция единой мировой истории родилась в лоне христианства. Суть концепции сводится к особой всемирно-исторической схеме в форме преемственности носителей истинного христианства: Рим - Константинополь - Москва (Третий Рим). В дальнейшем религиозная модель трансформировалась в метафизическую и рационалистическую. Рационалистическая концепция истории одними ее сторонниками трактовалась как основа накопления опытного знания, научно-технического прогресса. Другие видели в ней, прежде всего, борьбу против теологического суеверия и создания общественного устройства на рационалистической основе. Третьи же усматривали в ней гуманизацию человечества и утверждение свободы в обществе. Будучи раскритикованной на стыке XIX—XX веков, данная концепция в настоящее время переживает некий ренессанс. Среди гуманитариев, философов вновь заговорили о единой мировой истории в связи с по­явлением целого спектра общецивилизационных признаков. Общецивилизационная основа современных общественных систем имеет вполне реальное содержание в сфере отношений общества с окружающей действительностью в виде достигнутого уровня матери­альных и интеллектуальных производительных сил, характеризующих способность человека воспроизводить условия своего существования и прогресса. В сфере экономики цивилизационная база современного общества включает в себя систему товарно-денежных отношений, наличие рынка. В политической сфере в общецивилизованную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм, представляющих собой завоевание всей человеческой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере общецивилизационные ценности - это великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества живших и живущих поко лений. В нравственной сфере к общецивилизационным ценностям относятся веками выработанные нормы гуманного поведения, законы
порядочности во взаимоотношениях людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: