Сравнение понятий

Одна из наиболее простых и информативных методик для исследования мышления, процессов анализа и синтеза. Доступна испытуемым с любым образовательным уровнем. Испытуемому предлагают пары слов, обозначающих различные предметы, и просят их сравнить, т.е. выделить сходства и различия между ними. В наборе содержатся понятия разной степени общности и несравнимые понятия. Испытуемого предупреждают, что могут быть и несравнимые пары. Нередко именно несравнимые понятия оказываются очень показательными для обнаружения расстройств мышления.

Стимульный материал к методике «Сравнение понятий».

1. Яблоко – мяч

2. Молоко – чернила

3. Каменный уголь – бензин

4. Вода – керосин

5. Глобус – бабочка

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Ночь – плащ

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Корова – лошадь

19. Трамвай – автобус

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет

Испытуемого просят сказать, чем похожи предлагаемые понятия, и записывают все его ответы. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если задача понятна не сразу, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Оценка результатов качественная. Следует учитывать, удается ли испытуемому выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Наиболее точным считается определение, при котором отмечается родовая принадлежность предметов (например, «тарелка и ложка – это посуда»); на более низкой ступени находится определение по функциональным признакам («тарелка и ложка предназначены для того чтобы есть»), совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные, конкретно-ситуационные признаки предметов.

Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствуют о невысоком уровне обобщения и склонности к конкретному мышлению. При снижении уровня обобщения испытуемый устанавливает в большинстве случаев внешние несущественные конкретно-ситуационные связи, например: «слон и мышь серые», «имеют по четыре ноги»; при сравнении понятий «река» и «птица» – «водоплавающая птица может плавать по реке» и т.д. При трудностях формирования направленных связей испытуемый выделяет различия, а не сходства (например, «молоко белое, а чернила цветные»).

При исследовании данной методикой следует отмечать не только способность обследуемого выделять основные признаки, но и четкость формулировки. При этом можно обнаружить расплывчатость суждений, излишнюю детализацию, склонность к резонерству.

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.

Для более адекватной оценки мышления испытуемого с помощью этой методики следует учитывать возможность коррекции его ответов; о нарушениях мышления можно говорить только в том случае, если испытуемый продолжает делать ошибки после объяснений экспериментатора и предложенных им примеров правильных решений.

Оценивается также логичность высказываний испытуемого. При инертности и вязкости мышления испытуемый «соскальзывает» при сравнении понятий со сходства на различия или вообще отвлекается на незначительные, второстепенные признаки и может потерять нить рассуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: