Понятие, общая характеристика и система преступлений против военной службы

Заключение

Итак, читатель узнал немало важных и ранее совсем не известных обществу вещей о своей родной земле. Сформулируем их коротко.

В период между мировыми войнами Советский Союз был инициатором подготовки к масштабной наступательной биологической войне.

В Советском Союзе сложился агрессивный военно-биологический комплекс с гипертрофированной и безответственной военной составляющей.

Советский Союз создал самый мощный в мире потенциал биологического нападения. Никакой необходимости в создании этого потенциала не было — биологическим оружием Советскому Союзу никто не угрожал.

О секретном советском потенциале биологического нападения Запад не знал практически ничего. Нет данных и о нынешней судьбе этого потенциала.

Из-за доведенной до бессмысленности практики засекречивания советский потенциал биологической войны совсем не был использован в политических целях.

От советского биологического оружия не потерпел ущерба ни один враг — ни мифический, ни реальный. Пострадали лишь тысячи советских людей. И пострадала родная природа.

Агрессивный советский военно-биологический комплекс так и не дал обществу отчета о судьбе многих миллиардов долларов, впустую затраченных на создание никому не нужного потенциала биологической войны.

Ни советское, ни российское общество не получили информации о состоянии биологической защиты Советской Армии, которая будто бы была на высоте. Тем более общество не было информировано о биологической защищенности гражданского населения — этого делать просто никто не собирался.

Общество вообще не получило никаких данных о советской подготовке к наступательной биологической войне, даже о биологических и медицинских последствиях этой подготовки.

Что будет дальше? При нынешнем положении дел в России, к сожалению, этого прогнозировать мы не можем. Однако до тех пор, пока общество не получит от своей бюрократии минимума необходимой информации, безоблачное будущее в смысле биологической безопасности нашей стране не светит. И мифические биологические террористы в данном случае ни при чем — виновата в этом наша безответственная государственная бюрократия.

Летом 1999 года во время очередного международного диоксинового конгресса мы с одним нынешним гражданином Израиля, а в прошлом жителем Ленинграда и преуспевающим ученым-биологом имели длинную беседу. Дело было вечером и сидели мы в темноте на берегу одного из красивейших каналов Венеции. Среди прочего в нашем разговоре зашла речь и о биологической оружии, толк в котором мой собеседник знал. И я сказал человеку, с которым мы виделись в первый и последний раз, что для нынешнего Российского общества было бы очень важно, если бы была подготовлена книга о советском биологической оружии. На что он очень убежденно ответил, что это невозможно.

Представляя нашему обществу эту книгу, я не только исполняю свой долг перед В.В.Бойцовым и А.Е.Лобастовым, которые уже умерли, так и не поучаствовав в написании этого труда. Я хотел доказать своему собеседнику, с которым свела судьба в Венеции на один вечер на берегу прекрасного канала, что сделать это возможно.

Ну а о том, получилась книга или нет, судить читателю.

1. Понятие преступления против военной службы основывается на общем понятии преступления, сформулированном в статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и, соответственно, обладает всеми его признаками: общественной опасностью, виновностью, уголовной противоправностью и наказуемостью. Так, согласно части 1 статьи 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 «Преступления против военной службы» УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Указанное определение позволяет провести разграничение между преступлениями против военной службы и иными преступлениями, а также позволяет установить общие отличительные признаки воинского преступления от дисциплинарного проступка. Таким образом, в части 1 статьи 331 УК РФ указываются общие черты и особенности преступлений против военной службы.

2. Законодательство Российской Федерации по вопросам военной службы отличается высокой степенью детализации регулируемых отношений. Так, наряду с общими нормами, содержащимися в ст. 59 Конституции Российской Федерации, отношения в рассматриваемой сфере регулируются Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. В числе иных нормативно-правовых актов необходимо назвать общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных:

1. Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140 – Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации;

2. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 1993 г. № 600 – Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации; а так же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 и др.

3. В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В свою очередь, система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер, направленных на подготовку к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории охватывается таким понятием, как оборона (статья 1 Федерального закона «Об обороне»).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, а также устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерациипредназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Наряду с Вооруженными Силами Российской Федерации к обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и войска гражданской обороны (далее – другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – федеральные органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Другие войска, воинские формирования и федеральные органы:

1. участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

2. участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;

3. организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны;

4. участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе;

5. обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;

6. привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;

7. выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Следующей обязанностью гражданина Российской Федерации, согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, является несение военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и федеральных органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах.

Те граждане Российской Федерации и иностранные граждане, которые проходят военную службу, являются военнослужащими. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Прохождение военной службы в Российской Федерации осуществляется ее гражданами:

1. по призыву;

2. по контракту (в так называемом добровольном порядке).

Иностранные же граждане не подлежат призыву на военную службу и проходят ее только по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах.

Призыву на военную службу подлежат только граждане Российской Федерации мужского пола:

1. в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2. в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Следует отметить, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Контракт о прохождении военной службы заключается как гражданином Российской Федерации так и иностранным гражданином с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно и по типовой форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы началом военной службы считается:

1. для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, – день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

2. для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, – день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

3. для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

4. для граждан, поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;

5. для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.

Срок военной службы в Российской Федерации установлен:

1. для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, – 24 месяца;

2. для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, – 18 месяцев;

3. для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, – 12 месяцев;

4. для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, – 24 месяца;

5. для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, – 12 месяцев;

6. для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

Рядовой Иванов Пушкинским гарнизонным военным судом за публичное избиение двух сослуживцев более позднего срока призыва с причинением одному из них травмы головы средней тяжести осужден к лишению свободы по ст.335, ч.2, п.п."б", "д", УК РФ.

Рассмотрев дело в кассационном порядке, Ленинградский окружной военный суд признал, что эти преступные действия Иванов совершил в период незаконного пребывания на военной службе, которое в нарушение требований ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" произошло из-за несвоевременного увольнения его в запас командованием части.

В связи с этим суд кассационной инстанции внес изменения в приговор, переквалифицировав содеянное Ивановым на статью закона, предусматривающую ответственность за общеуголовное преступление.

Поскольку диспозиция ч.1 ст.222 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатого вещества, действия виновного, который незаконно приобрел, хранил, носил взрывчатое вещество, а затем пытался его сбыть, но был задержан, должны квалифицируются только по ч.1 ст.222 УК РФ и дополнительной квалификации по ст.ст.30, ч.3, ст.222, ч.1 УК РФ не требуют.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

1. уволенных с военной службы с зачислением в запас;

2. успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

3. не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

4. не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;

5. не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

6. прошедших альтернативную гражданскую службу;

7. женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе. Понятие военных сборов содержится в Положении о проведении военных сборов. Так, согласно пункту 3 под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах.

Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Что же касается периодичности призыва граждан на военные сборы, то она не может быть чаще одного раза в три года.

Началом военных сборов считается:

1. для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;

2. для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Окончанием военных сборов считается:

1. для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, – день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;

2. для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, – день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Порядок прохождения военной службы – общий родовой объект для всех преступлений против военной службы. Он подразделяется на виды, т.е. конкретные сферы военно-служебной деятельности, где решаются задачи обеспечения военной безопасности. Каждый такой вид воинского правопорядка выступает в качестве объекта, как правило, нескольких однородных преступлений. В соответствии с ними формируется система составов преступлений против военной службы.

Непосредственными объектами преступлений против военной службы являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы. Некоторые авторы предлагают различные классификации, основанные на непосредственном объекте воинских преступлений. Так, например, М.Ю. Ткачевский предлагает следующую классификацию воинских преступлений: это преступления против порядка:

1. подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332 – 336 УК РФ);

2. пребывания на военной службе (ст. 337 – 339 УК РФ);

3. несение специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340 – 345 УК РФ);

4. сбережения военного имущества (ст. 346 – 348 УК РФ);

5. эксплуатации военно-технических средств (ст. 349 – 352 УК РФ).

По мнению А.А. Губко система воинских преступлений включает преступления против порядка:

1. подчиненности, воинской этики и чести;

2. исполнения общих обязанностей военной службы;

3. исполнения специальных обязанностей военной службы;

4. исполнения служебных обязанностей должностными лицами погибающего корабля;

5. пользования и сбережения военного имущества;

6. вождения и эксплуатации [военных] машин;

7. полетов и кораблевождения;

8. исполнения военно-боевых обязанностей [исполнения обязанностей в военное время или в боевой обстановке].

На наш взгляд, система преступлений против военной службы должна строиться из отдельных групп преступлений, разграничивающихся друг от друга в основном по способу преступного посягательства, конкретным субъектам, форме вины и характеру наступивших последствий правонарушения. С учетом вышесказанного предлагаем следующую систему воинских преступлений:

1. Преступления против уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. 332 – 336 УК РФ);

2. Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. 337 – 339 УК РФ);

3. Преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. 340 – 344 УК РФ);

4. Преступления против порядка сбережения военного имущества (cт. 346 – 348 УК РФ);

Преступления против порядка обращения с вооружением и эксплуатации военной техники (ст. 349 – 352 УК РФ).

§ 2. Преступления против уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. 332 – 336 Уголовного кодекса Российской Федерации) Основным непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьями 332 – 336 УК РФ выступают (являются) уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, закрепленные в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации – Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Действие данных уставов распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и государственных органах в которых предусмотрена военная служба. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими должны реализоваться, прежде всего, в форме неукоснительного соблюдения принципа единоначалия и обязательных правил подчиненности по службе, а так же правил воинской вежливости и поведения военнослужащих. Как сказано в ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации взаимоотношения между военнослужащими строятся на одном из основных принципов – принципе единоначалия, заключающемся в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Указанный принцип предоставляет командиру (начальнику), исходя из всесторонней оценки обстановки, право единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. В соответствии со статьей 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. В свою очередь, подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Начальником по служебному положению является военнослужащий, которому другие военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно (прямой начальник). Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе:
  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковник, капитан II ранга, майор, капитан III ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части.
Те военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старшинство устанавливается исходя из занимаемой должности, а при равных должностях начальником является старший по воинскому званию. В общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации также установлены правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Так, например, согласно ст. 64 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации «военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом». Несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение. Неисполнение приказа (Статья 332 Уголовного кодекса Российской Федерации) Объективная сторона преступления, предусмотренного в части 1 статьи 332 УК РФ заключается в неисполнении подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, если это неисполнении повлекло причинение существенного вреда интересам службы. Согласно статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации приказом является распоряжение начальника, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан одному или группе военнослужащих: 1. письменно; 2. устно; 3. по техническим средствам связи. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми начальниками. Приказ должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Как уже отмечалось выше, подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. В свою очередь, начальник перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику. Для правильной квалификации данного преступления необходимо точно установить находился ли виновный в подчинении у лица, отдавшего приказ, неисполнение которого повлекло причинение существенного вреда интересам службы. Как правило, установление данных фактов на практике затруднений не вызывает по причине детальной регламентации отношений между начальником и подчиненным. Неисполнение отданного приказа может быть выражено как в пассивном, так и в активном поведении подчиненного военнослужащего. Так, пассивное неисполнение приказа может заключаться в молчаливом уклонении от его выполнении. В этом случае подчиненный не проявляет открытого неповиновения, но сознательно и намеренно не выполняет его. Активное же поведение выражается в открытом отказе подчиненного выполнить приказ начальника, когда военнослужащий откровенно заявляет об отказе выполнить приказ. В диспозиции ч. 1 ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации установлен материальный состав преступления. Это означает, что рассматриваемое преступление считается оконченным с момента наступления «существенного вреда интересам службы». Однако понятие существенного вреда в уголовном законе не содержится и является оценочным понятием. Так, в каждом случае вопрос о наличии существенного вреда интересам службы решается исходя из конкретных обстоятельств совершенного деяния. В литературе по уголовному праву в качестве существенного вреда интересам службы указывают следующие последствия: срыв выполнения служебных задач подразделения, причинение легкого вреда здоровью военнослужащих, ослабление воинской дисциплины, значительный материальный ущерб воинской части и т.п. Между неисполнением приказа и последствиями в виде существенного вреда интересам службы необходимо установить причинную связь, т.е. доказать, что неисполнение приказа стало главной причиной возникшего вреда. Субъект преступления специальный – помимо того, что он должен являться военнослужащим, также необходим факт подчинения по отношению к командиру (начальнику) приказ которого не был исполнен. Субъективная сторона рассматриваемого преступления заключается в умышленной форме вины, выражающейся в виде прямого или косвенного умысла. Так, виновный военнослужащий осознает, что не исполняет приказ командира (начальника), предвидит наступление последствий в виде причинения существенного вреда интересам службы, и, вместе с тем, желает или сознательно допускает наступление этого вреда, либо относится к нему безразлично. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления предусмотрен ч. 2 ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации: «то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия». Что касается понятий «группа лиц», «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа», то их содержание раскрывается в ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации. Иначе обстоит дело с понятием «тяжкие последствия», содержание которого не раскрывается в уголовном законодательстве, и, следовательно, является оценочным понятием. Очевидно, что содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан. Если преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершаются с прямым или косвенным умыслом, т.е. умышленно, то ч. 3 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления по неосторожности – неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Неосторожная форма вины в данном случае выражается в виде легкомыслия или небрежности. Виновное лицо предвидит возможность наступления тяжких последствий в результате неисполнения приказа по причине недобросовестного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий или не предвидит возможности причинения тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (Статья 333 Уголовного кодекса Российской Федерации) Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит: 1) в сопротивлении начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы; 2) в принуждении начальника, а равно иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности военной службы к нарушению этих обязанностей. И в первом и во втором случае указанные деяния должны быть сопряжены с насилием или с угрозой его применения. Под сопротивлением следует понимать активное воспрепятствование исполнению начальником или иным лицом возложенных на них обязанностей по службе (например, сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего, нарушающего общественный порядок). Для принуждения характерно стремление подчиненного заставить начальника или иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности военной службы отступить от конкретного распоряжения, требования, действия, а так же предъявление к указанным лицам конкретного требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: 1. участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. 2. исполнения должностных обязанностей; 3. несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; 4. участия в учениях или походах кораблей; 5. выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); 6. нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; 7. нахождения в служебной командировке; 8. нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; 9. следования к месту военной службы и обратно; 10. прохождения военных сборов; 11. нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; 12. безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; 13. защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; 14. оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; 15. участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; 16. совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Состав рассматриваемого преступления формальный, т.е. преступление считается оконченным с момента оказания сопротивления начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждения к нарушению этих обязанностей, сопряженных с насилием или угрозой его применения, независимо от того, было ли в действительности нарушено исполнение этих обязанностей. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации являются лица, перечисленные в ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации; 2. граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; 3. военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный осознает, что оказывает сопротивление начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, либо принуждает их к нарушению этих обязанностей путем насилия или угрозы его применения и желает совершить эти действия. В качестве квалифицированных признаков в ч. 2 ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены следующие – совершение рассматриваемых деяний: 1. группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2. с применением оружия; 3. с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий Понятие группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и «организованной группы раскрываются в ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под применением оружия следует понимать использование виновным имеющегося у него оружия в качестве средства насилия или устрашения по отношению к лицам, которым оказывается сопротивление или которых принуждают к нарушению служебных обязанностей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» под оружием следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а так же для подачи сигналов. Под причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью понимается причинение вреда здоровью, предусмотренное ст. 111 и ст. 112 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под иными тяжкими последствиями понимаются, например, срыв выполнения боевого задания, создание реальной опасности для жизни или здоровья нескольких военнослужащих. Насильственные действия в отношении начальника (Статья 334 Уголовного кодекса Российской Федерации) Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в нанесении побоев или применении иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (ч. 1. ст. 334 Уголовного кодекса Российской Федерации). Побоями следует признавать нанесение потерпевшему двух и (или) более ударов с причинением физической боли при отсутствии вреда здоровью. Под иным насилием в науке уголовного права понимается причинение легкого вреда здоровью, причинение физической боли без расстройства здоровья, ограничение свободы. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности используются только в интересах службы. Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию. Ответственность же наступает, если насильственные действия совершены в отношении начальника, исполняющего в данный конкретный момент обязанности военной службы (в воинской части, за ее пределами во время исполнения начальником обязанностей военной службы и т.п.) или в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, т.е. на почве его служебной деятельности, в том числе и в свободное от службы время. Ответственность подчиненного исключается, если насильственные действия явились защитой от противоправного насилия со стороны самого начальника. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия могут быть признаны необходимой обороной или превышением ее пределов. Нет состава данного преступления, если такие действия совершены в отношении старшего, равного по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также в случаях, когда насилие совершено на почве служебной деятельности лица, бывшего начальником в прошлом. Субъектом преступления является военнослужащий, находящейся в подчинении начальника как по службе, так и по воинскому званию, в отношении которого совершаются насильственные действия. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. виновное лицо осознает, что совершает насильственные действия в отношении своего начальника, исполняющего обязанности военной службы или в связи с исполнением им этих обязанностей, и желает совершить данные действия. В ч. 2 ст. 334 Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся такие же квалифицирующие рассматриваемого преступления обстоятельства, как и в ч. 2 ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таким обстоятельствам относится совершение преступления: 1) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) с применением оружия; 3) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (Статья 335 Уголовного кодекса Российской Федерации) Как сказано в ст. 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Более того, согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения. Любое искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих. Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации характеризуется нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием. Таким образом, по ч. 1 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, связанные с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим, с угрозой применения любого насилия к нему, а также сопряженные с физическим насилием в виде причинения легкого вреда здоровью, нанесения побоев либо иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему или ограничением его свободы. Нарушения уставных взаимоотношений конкретно могут проявляться в принуждении потерпевших совершать действия, унижающие их личное достоинство, оказывать личные услуги военнослужащим более ранних сроков призыва, выполнять за них те или иные обязанности военной службы т.п. Все эти действия, как правило, сопровождаются применением насилия или угрозой его применения. Насилие может состоять в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, иных насильственных действиях, связанных с причинением физической боли потерпевшему. Однако, следует заметить, что не всякое насилие одного военнослужащего над другим образует воинское преступление. В период прохождения военной службы военнослужащие вступают не только в военно-служебные отношения, но между ними могут возникать и сугубо личные отношения. Эти отношения в конкретных случаях могут сопровождаться общественно опасным нарушением общегражданских прав и свобод участвующих в них военнослужащих, в том числе и с применением насилия. Поскольку подобные правонарушения не посягают на воинский правопорядок, борьба с ними должна вестись с применением соответствующих норм уголовного законодательства о преступлениях против личности, против собственности и др. Так, не образует воинского преступления насилие одного военнослужащего над другим, совершенное, например, по личным мотивам, когда военнослужащие находились в увольнении, на семейном торжестве, в кругу знакомых вне пределов воинской части и т.п. В зависимости от конкретных обстоятельств такое насилие может быть признано преступлением против здоровья или хулиганством. Субъектом рассматриваемого преступления является военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту, не состоящий в отношениях подчиненности с потерпевшим, т.е. не является его начальником или подчиненным по служебному положению и по воинскому званию. Он может быть равным с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию, старшим или младшим по воинскому званию. Также субъектами данного преступления могут быть граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями, связанными с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженными с насилием, в отношении военнослужащего, не находящегося с ним в отношениях подчиненности, нарушает закрепленный в воинских уставах порядок взаимоотношений между военнослужащими, и желает этого. В качестве квалифицированных обстоятельств в ч. 2 ст. 335 УК РФ предусмотрено совершение деяния: 1) в отношении двух или более лиц; 2) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 3) с применением оружия; 4) с причинением средней тяжести вреда здоровью. Преступление в отношении двух или более лиц может быть совершено одновременно или в разное время. Нарушение уставных правил взаимоотношений, совершенное в отношении одного и того же лица в разное время, не дает основания для квалификации преступления по п. «б» ч. 2 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации. Остальные обстоятельства, содержащиеся в пп. «в» - «д» ч. 2 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации полностью совпадают по смыслу с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 333 и ч. 2 ст. 334 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления содержится в ч. 3 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации и предполагает наступление тяжких последствий. Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, убийство и причинение смерти по неосторожности, самоубийство потерпевшего либо покушение на него и др. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в некоторых случаях (например, в карауле, на боевом дежурстве) может привести не только к человеческим жертвам, но и к срыву выполнения боевой задачи, выводу из строя боевой техники и другим тяжким последствиям. Эти последствия также могут служить основанием для квалификации преступления по ч. 3 ст. 335 Уголовного кодекса Российской Федерации. Оскорбление военнослужащего (Статья 336 Уголовного кодекса Российской Федерации) В ч. 1 ст. 336 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Ответственность за оскорбление также предусмотрена ст. 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, под оскорблением в упомянутой статье понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в унижении чести и достоинства одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, выраженном в неприличной форме. В свою очередь, оскорбление может быть: 1) устным (нецензурная брань); 2) письменным (записка); 3) выражено действием (пощечина). Оскорбление одним военнослужащим другого посягает на личные права потерпевшего, но, ввиду того, что оно нанесено во время исполнения или в связи с исполнением хотя бы одним из них обязанностей по военной службе, признается преступлением против военной службы. Это означает, что оскорбление наносит вред не только личному самолюбию потерпевшего, но и правилам взаимоотношений между военнослужащим, охраняемым и регулируемым законами и иными нормативно-правовыми актами. Субъектом данного преступления является лицо, не находящееся с потерпевшим в отношениях подчиненности. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что оскорбляет военнослужащего, т.е. в неприличной форме унижает его честь и достоинство и желает этого. В ч. 2 ст. 336 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен квалифицированный состав – оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. За совершение таких действий предусмотрено более строгое наказание, поскольку они, как правильно заметил В.Г. Сызранцев, непосредственно затрагивают, наряду с честью и достоинством военнослужащего, также основы воинской дисциплины, порядок подчиненности и принцип единоначалия, закрепленные общевоинскими уставами и являющиеся особенно важными для нормального функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия"

§ 3. Преступления против порядка прохождения военной службы
(ст. 337 – 339 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Непосредственным объектом рассматриваемой группы преступлений является порядок прохождения военной службы, установленный Федеральным законом «Об обороне», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. Порядок прохождения военной службы заключается в том, что «каждый военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме в течение всего времени нахождения на военной службе».

Самовольное оставление части или места службы
(Статья 337 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключается в самовольном оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Под самовольным оставлением части или места службы следует понимать выбытие военнослужащего из этой части или места службы без соответствующего разрешения начальника либо иных законных оснований. Территорией воинской части следует считать охраняемый караулом, нарядом или иным способом обособленный район казарменного, лагерного или походного расположения данной воинской части или отдельного подразделения, границы которого устанавливаются приказом командира части или вышестоящего командования. Местом службы, в смысле ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации, является любое место фактического исполнения военнослужащим обязанностей военной службы, не совпадающее с территорией воинской части.

Неявка в срок на службу заключается в том, что военнослужащий оставляет часть или иное место службы на законных основаниях, но впоследствии уклоняется от явки на службу. В качестве уважительной причины неявки в расположение воинской части или иное место службы следует признать тяжелую болезнь военнослужащего, стихийное бедствие и др.

По части 1 рассматриваемой статьи квалифицируются не любое оставление части или места службы, а так же неявка на службу, а только такие, которые продолжаются свыше двух, но не более десяти суток. Так, в соответствии с п. 1 Приложения 5 «Перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих» к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих, в том числе относятся:

1. самовольная отлучка;

2. опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;

3. опоздание или самовольный уход со службы.

Таким образом, если рассматриваемое нарушение порядка прохождения военной службы длилось менее двух суток, то виновное лицо должно привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Состав преступления является формальным, т.е. преступление считается оконченным с момента отсутствия военнослужащего без уважительных причин в части или по иному месту службы в течение срока, установленного в ч. 1 ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Субъектом рассматриваемого преступления является военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

С субъективной стороны самовольное оставление части или иного места службы совершается только с прямым умыслом. Мотив совершения преступления на квалификацию совершенных деяний не влияет, но может приниматься во внимание при назначении наказания.

Неявка в срок без уважительных причин в часть или к иному месту службы может иметь место при наличии прямого или косвенного умысла. Не исключается совершение рассматриваемых деяний и по неосторожности, однако, в таком случае, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, указанные деяния нельзя признать преступными, т.к. в рассматриваемой статье отсутствует указание на совершение преступления по неосторожности.

Дезертирство
(Статья 338 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляют: 1) самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы; 2) неявка в тех же целях на службу.

Дезертирство относится к разряду длящихся преступлений с формальным составом. Оно считается оконченным с момента самовольного оставления части или места службы или неявки на службу в указанных уголовным законом целях. Таким образом, для оконченного состава дезертирства продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в воинской части или месте службы значения не имеет. В конкретных случаях лицо может быть задержано через несколько часов после оставления части, но его действия при наличии цели уклониться от военной службы образуют состав оконченного дезертирства.

Могут встречаться случаи, когда военнослужащий оставляет часть с целью уклониться от военной службы, но по истечении определенного срока в силу тех или иных причин сам возвращается в часть или является с повинной в органы военного управления (районный военный комиссариат, военную комендатуру). В таком случае нельзя говорить о добровольном отказе от совершения дезертирства. Институт добровольного отказа в уголовном праве предполагает отказ лица от доведения до конца начатого, но не оконченного преступления. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения до конца начатого преступления, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им до добровольного отказа деяние содержит состав иного оконченного преступления (ст. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Поскольку дезертирство представляет собой длящееся преступление, военнослужащий, раскаявшись в содеянном, по своей воле может прекратить дальнейшее его совершение. Такое поведение военнослужащего представляет собой явку с повинной, а не добровольный отказ в смысле ст. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Добровольная явка военнослужащего, оставившего часть с целью уклониться от военной службы, может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

С субъективной стороны дезертирство может быть совершено только с прямым умыслом. Совершая дезертирство, военнослужащий сознает, что он незаконно оставляет воинскую часть или место службы и желает таким образом уклониться от несения обязанностей военной службы. С прямым умыслом совершается также дезертирство путем неявки в часть или к месту службы.

Важнейшим признаком субъективной стороны состава рассматриваемого преступления является цель уклониться от военной службы, о чем прямо говорится в диспозиции ст. 338 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Цель уклониться от военной службы заключается в намерении виновного в течение всего предусмотренного законом срока, уклониться от несения воинских обязанностей. Случаи длительного уклонения от военной службы путем самовольного оставления части либо неявки в срок без уважительных причин на службу (например, в течение двух-трех месяцев), но без цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы, должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Цель уклониться от военной службы может появиться у военнослужащего не только перед оставлением части или места службы, она может возникнуть также в процессе совершения самовольного оставления части. В этих случаях одно, менее тяжкое, преступление против порядка прохождения военной службы перерастает в другое, более тяжкое, которое должно быть квалифицировано по ст. 338 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Мотивы могут быть различными: нежелание переносить трудности военной службы, боязнь ответственности за совершенный проступок или преступление, боязнь смерти в военное время и др. Мотивы дезертирства имеют большое значение для определения степени общественной опасности преступления и преступника, для справедливого назначения наказания.

Субъектами дезертирства могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту. Наряду с ними подлежат ответственности за дезертирство военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств Российской Федерации.

В качестве квалифицирующих обстоятельств рассматриваемого преступления в ч. 2 ст. 338 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены совершение дезертирства с оружием, вверенным по службе, а также дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Под оружием, вверенным по службе, понимается оружие, выданное военнослужащему в установленном порядке для выполнения обязанностей военной службы. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, может содержать признаки хищения этого оружия. При этом следует иметь в виду, что на понятие хищения оружия как преступления, предусмотренного ст. 226 Уголовного кодекса Российской Федерации, полностью распространяется единое понятие хищения чужого имущества, сформулированное в примечании 1 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указывается: «Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по части второй ст. 338 УК РФ. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 226 и частью второй статьи 338 УК РФ».

Статья 338 Уголовного кодекса Российской Федерации также имеет примечание, аналогичное примечанию к ст. 337, следующего содержания: «Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств».

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами
(Статья 339 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в уклонении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана.

Характерная особенность рассматриваемых опасных, ухищренных способов уклонения от военной службы состоит в том, что виновные достигают своей цели незаконного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, как правило, с разрешения соответствующих начальников. Внешне такое освобождение происходит на легальном основании, а в действительности является фиктивным, основанным на обмане.

Для квалификации преступления по ст. 339 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо: 1) наличие того или иного обмана в целях уклонения от исполнения обязанностей военной службы; 2) постоянное или временное фактическое уклонение от исполнения этих обязанностей.

Под симуляцией болезни понимается притворная болезнь, приписывание себе таких физических или психических недостатков, которыми лицо в действительности не страдает. Она может проявляться в форме притворного заболевания, притворного изображения физических недостатков (хромоты, глухоты и др.) или преувеличении симптомов имеющегося заболевания. Лицо может симулировать как физические, так и психические болезни. При симуляции болезни у виновного в действительности отсутствуют те недостатки, ссылаясь на которые он добивается освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Членовредительство – это умышленное причинение военнослужащим вреда своему здоровью путем повреждения органов, тканей тела, нарушения их функционирования, инфицирование заболевания или его обострения. Повреждения такого рода могут наноситься при помощи различных видов оружия, использования термических, химических, лекарственных и иных средств. При этом вред здоровью может быть причинен как самим военнослужащим, так и по его просьбе другим лицом.

Под подлогом документов следует понимать внесение в документы заведомо ложных сведений, а равно исправлений, искажающих их действительное содержание, что позволяет военнослужащему уклониться от обязанностей военной службы. Например, внесение в документы ложной информации о смерти или тяжкой болезни близких родственников, исправлений, изменяющих возраст, время заболевания военнослужащего и др. Подлог документа может быть совершен как самим военнослужащим, получившим на этом основании освобождение от исполнения обязанностей военной службы, так и другими лицами.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем иного обмана может осуществляться как посредством сообщения различного рода ложной информации (о повреждении оружия, военной техники, чрезвычайных обстоятельствах и т.п.), так и при умышленном сокрытии информации, которую военнослужащий обязан был сообщить (об излечении от заболевания, исчезновении иных препятствий для выполнения обязанностей военной службы).

Состав преступления формальный и оно считается оконченным с момента фактического прекращения выполнения военнослужащим обязанностей военной службы.

Субъектом рассматриваемого преступления является военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств.

Субъективная сторона преступления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: