История развития

Тема 2.5. Интермодальные (бесперегрузочные) технологии мультимодальной системы транспортировки

История развития

В мультимодальном сообщении возникает острая необходимость уменьшить или полностью ликвидировать число перегрузок с одного вида транспорта на другой. Проблема осложняется тем, что грузоподъемность транспортных средств на разных видах транспорта значительно отличается. Для сравнения: средняя грузоподъемность автомобиля для междугородних или международных перевозок в России – 8...10 т, железнодорожного вагона – 60 т, речного судна – 200…400 т. Но самое опасное при перегрузочных работах – это изменение товарного вида либо потери груза, его тары и упаковки, т.е. увеличенный риск потери материальных ценностей. Кроме того, перегрузочные работы приводят не просто к увеличению времени доставки, но зачастую к невозможности его точного определения, что недопустимо в логистических системах.

Отсюда у специалистов – производителей товара и транспорта возникла проблема создания таких технологий перевозки, при которых груз не подвергался бы излишнему воздействию и оставался в той грузовой емкости, в которую был погружен на складах производителей. Производители груза наиболее знакомы со всеми свойствами и особенностями груза, поэтому они определяют оптимальный вариант тары и упаковки и предъявляют транспортникам наиболее правильные условия перевозки груза, которые при перегрузочных работах могут нарушаться из-за целого ряда обстоятельств.

Одним из наиболее развивающихся видов технологий, обеспечивающих в мультимодальном сообщении практически «неприкосновенность» к грузу, являются интермодальные технологии, иногда называемые комбинированными1. Комбинированными правильнее называть перевозки, в которых встречается сочетание (комбинация) одновременно нескольких видов технологий. Например, когда пакетированный груз на поддонах укладывают в контейнеры, установленные на ролл-трейлеры, которые, в свою очередь, перевозят в судах-ролкерах.

История развития интермодальной технологии начинается с конца ХiХ в., когда проявился недостаток отправки целого железнодорожного вагона в один адрес. Грузовладельцам удобнее были меньшие отправки. Тогда в России появился «съемный кузов». Съемным кузовом согласно Конвенции МДП от 1975 г. считается грузовое отделение (емкость), не имеющее средств передвижения и предназначенное для перевозки на дорожном транспортном средстве, шасси которого вместе с основанием кузова специально предназначены для этой цели.

Первый съемный кузов был вместимостью 1/2 железнодорожного вагона, им комплектовались вагонные, судовые, а в дальнейшем автомобильные отправки. В США в тот же период времени стали применять так называемые boxes-ящики (прообраз контейнера), а в Англии в начале 1920-х гг. соорудили «съемный кузов» для развозки чая по торговой сети. Затем в США для уменьшения времени на перегрузочные работы разделили автомобиль на две составляющие – тягач и кузов для груза, который можно было оставлять под перегрузочными работами, используя в то же время тягач с другим кузовом. В качестве грузовой емкости (кузова) сделали две разновидности: прицеп с передними и задними колесами и полуприцеп без передних колес, но с опорным катком, который использовался при перегрузках для устойчивости и соединялся с седельным тягачом.

Рис. 2.5.1. Развитие интермодальных технологий на различных видах транспорта: а – наземных; б – водных

В дальнейшем емкость с грузом стали ставить на железнодорожную платформу и назвали такой способ piggyback (дословно «на спине свиньи»), так как установку производили с помощью маневрового паровоза, прозванного «чушкой». В Советском Союзе в начале 1930-х гг. начали перевозки в 2,5...5-тонных контейнерах в смешанном сообщении по одной товарной накладной.

Интенсивно такая технология стала развиваться с 1980-х гг. Варианты интермодальных технологий на различных видах транспорта представлены на рис. 2.5.1.

Интермодальные технологии различают в зависимости от состава мультимодальной системы транспортировки.

При взаимодействии автомобильного и железнодорожного транспорта – это трейлерные, контрейлерные и роудрейлерные системы.

При взаимодействии внутреннего водного и морского транспорта – системы «река — море» и ролкерные «ро-ро» системы.

При наличии в мультимодальной системе водного вида транспорта, взаимодействующего с наземным, – это лихтеровозные системы и системы паромных переправ.

При взаимодействии различных видов транспорта – контейнерные и пакетные перевозки.

При железнодорожных перевозках возникает проблема различной ширины колеи, что также требует бесперегрузочной интермодальной технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: