Объект надзора

  1. Изоляторы временного содержания (ИВС есть в каждом отделении полиции), следственные изоляторы (их где-то четыре на Воронежскую область – на Среднемосковской СИЗО есть, там содержатся мужчины; есть следственный изолятор, где содержатся женщины – где-то в Юго-западном районе; есть СИЗО также в Борисоглебске и в Россоши)
  2. Исправительные и исправительно-трудовые и иные органы и учреждения. Речь идёт об учреждениях – исправительных колониях. В Воронеже на Среднемосковской, с особым режимом
  3. Тюрьмы.
  4. Колонии-поселения.
  5. Медицинские учреждения, осуществляющие принудительные меры медицинского характера. (В Воронеже на 9 января). Там содержатся лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера.
  6. Судебные приставы
  7. Уголовно-исполнительные инспекции.
  8. Учреждения, где осуществляют исправительные работы осуждённые, тоже могут быть объектом данной отрасли надзора.

Реализуя указанные выше направления деятельности, органы прокуратуры решают широкий круг задач, предусматривающий осуществление надзора за:

-обоснованностью назначения судом осужденному соответствующего вида исправительного учреждения (в целях реализации требования закона о раздельном содержании различных категорий осужденных);

-соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечении их прав, свобод и законных интересов;

-законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества;

-законностью и своевременностью освобождения осужденных от отбывания наказания.

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19 прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Генпрокурор РФ требует организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией учреждений и органов УИС предписаний прокуратуры. Администрация органов и учреждений УИС обязана исполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, предусмотренных УИК и иными законодательными актами. Нарушения законов подлежат немедленному устранению.

На органы прокуратуры ложится важная задача - своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий. Среди общих задач прокурорского надзора следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам - не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Прокурор должен принять в пределах, определенных законом, исчерпывающие меры, чтобы обеспечить устранение выявленных нарушений законности. По возможности они принимаются в ходе проверки, а если требуется подготовка актов прокурорского реагирования, - в короткий период после ее окончания.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

- посещать в любое время органы и учреждения, являющиеся объектами надзора;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, являющихся объектами надзора;

- требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Прокурор наделен властными полномочиями. Пункт 5 – отменяет дисциплинарные взыскания, немедленно освобождает своим постановлением незаконно содержащихся в таковых учреждениях лиц.

Акты реагирования:

Представление по материалам проверки вносится начальнику СИЗО или территориального органа УИС, когда в деятельности администрации СИЗО выявлены нарушения законности, требующие вмешательства данного органа. В представлении ставится вопрос о принятии конкретных мер, направленных на устранение нарушений и привлечение каждого сотрудника УИС, виновного в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (с учетом соответствующих сроков давности). Дисциплинарная ответственность должностных лиц и сотрудников СИЗО определяется нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы в правоохранительных органах.

Административно-юрисдикционные и исковые полномочия прокурора следует использовать в случаях, когда традиционные формы реагирования не привели к фактическому устранению нарушений.

В том случае, если аналогичные нарушения закона совершаются в течение длительного времени, при этом принятие мер по их устранению находится в компетенции центрального органа УИС и прокуратурой субъекта РФ приняты все возможные меры для их устранения, прокурор субъекта РФ должен рассмотреть вопрос о направлении проекта представления директору ФСИН России в Генпрокуратуру РФ.

На не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления администрации мест содержания под стражей приносятся протесты, а незаконные постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурором отменяются путем вынесения постановления.

Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор в целях предупреждения правонарушения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Если нарушение законности образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет материалы по подследственности для оценки выявленного факта в порядке ст. 144, 145 УПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: