Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. Специальная психология – наука, которая занимается изучением психики человека при наличии первичных нарушений в развитии или неблагоприятных социальных условий развития.
Первичные нарушения в развитии – проблемы, возникающие при поражении центральной нервной системы, анализаторных систем, речевых центров, опорно-двигательного аппарата, а также тотального поражения головного мозга.
Они могут сопровождаться отрицательным воздействием на психику окружающей социальной среды, ограничениями в общении, педагогической запущенностью.
Задачи специальной психологии:
1. Разработка методологических основ специальной психологии как науки. Требуется создание новых теорий, концепций, объясняющих закономерности возникновения и проявления нарушений в развитии у детей с учетом их возрастных особенностей.
|
|
2. Создание диагностических средств для изучения разных отклонений в развитии. Актуальной проблемой стала стандартизация имеющихся методик, их адаптация для решения разных диагностических задач.
В настоящее время в специальной психологии почти не существует валидных и надежных методик.
3. Создание основ для психологической коррекции отклонений в развитии у детей.
4. Определение возможностей для совместной работы многих специалистов, помогающих лицам с отклонениями в развитии с целью оказания эффективной психологической поддержки.
Объект изучения специальной психологии – это дети, подростки, взрослые, у которых по разным причинам возникли проблемы в развитии.
I. Лица с первичными нарушениями в развитии:
– нарушение интеллекта (умственная отсталость, задержка психического развития);
– дети незрячие и слабовидящие;
– дети глухие и слабослышащие;
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом);
– дети с ранним детским аутизмом;
– дети с нарушениями речи (дизартрия, алалия и пр.).
II. Дети со сложным дефектом.
В качестве синонимов используются такие, как «сложные», «комплексные нарушения развития», «сочетанные», «комбинированные».
III. Дети с трудностями в обучении. У них в медицинских сведениях значится диагноз психиатра: «специфические расстройства развития школьных навыков», в соответствии с Международной классификацией болезней и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (1992). Эти школьники систематически не справляются с усвоением школьной программы по одному-двум или нескольким учебным предметам.
|
|
IV. Дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые обычно начинаются с детском или подростковом возрасте. Они склонны к аффективным реакциям, агрессии, страдают нервно-психическими и тревожно-фобическими расстройствами.
V. Одаренные дети. Они имеют различные виды особых способностей, одновременно с этим демонстрируя определенные психологические проблемы.
VI. Дети и подростки с нехимической и химической зависимостью.
Предметом изучения специальной психологии является изучение закономерностей развития психики в особых условиях (условиях дизонтогенеза).