Коммуникация и социальная система

Коммуникация у Лумана выступает важнейшим элементом социальной системы. Сама по себе она незаметна, обнаруживает же себя лишь в про­цессе действия. Коммуникация безлична и означает установление связи и взаимодействия как минимум между двумя людьми. Поэтому она не при­надлежит пи одному из субъектов отношений, стержнем которых на са­мом деле является. Она изначально социальна, поскольку «не может быть... вменена ни одному отдельному сознанию». Сама коммуникация оперативно функционирует как единство раз­личия информации, сообщения и понимания. Информация, сообщение и понимание — эго, по существу, структурные элементы коммуникации.

По­нятие коммуникации имеет ключевое значение для теории общества. Социальная система – оперативно закрытая система, состоящая из собственных операций, производящая коммуникации из коммуника­ций».

Луман различа­ет три разных уровня анализа общества. Первый предполагает его осуще­ствление в границах общей теории систем, а в ней — в рамках общей теории аутопойетических систем. Второй уровень означает рассмотрение общест­ва в теории социальных систем. Наконец, третий предполагает рассмотре­ние теории системы общества как особого случая социальных систем.

Характеризуя общество в связи с его основным признаком — наличием в нем коммуникации, придающей ему совершенно особый системный характер, Луман пишет: «Общество есть коммуникативно закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само — но не с самим собой и не своим окру­жающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативно­го совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации».

Социальная система и общество как главная ее разновидность харак­теризуется у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводст­вом. Общество рассматривается как самореферентная социальная систе­ма (самореференция — ссылка на самого себя), умеющая организовать саму себя, что означает, помимо только что названных характеристик, ее способность описывать себя, отграничивая от окружающей среды, осуще­ствляя различение с ней, заниматься самонаблюдением и самоописанием, воспроизводя в них саму себя. Социолог стремится доказать, что «соци­альные системы (включая общество) могут осуществиться только как на­блюдающие самое себя системы». В этом смысле наблю­дение и описание системы есть ее часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: