Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.
Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.
В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология — это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.
|
|
В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:
1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);
2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;
3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.
Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих ее уровнях:
— теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);
— программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);
— поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).
Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В,А. Мельник).
|
|
Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.
Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.
Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.
Основные принципы либерализма:
— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;
— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;
— наличие четких границ деятельности государства в обществе:
его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;
— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;
— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.
Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:
—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;
— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;
— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.