1. с первой и второй половиной жизни;
2. с формальными и неформальными институтами.
Основными факторами являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации,проблемы социализации
1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, обучение.
2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.
3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.
4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.
|
|
5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.
15 Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.
2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т.д.);
3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации.
4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее
5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении
16 Возраст-промежуток времени от рождения до настоящего времени
В психологии возраст подразделяют на физический и психологический.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст-, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
|
|
Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
Основания развития включают в себя:
• социальную ситуацию развития;Это характеристика возрастного периода развития
• круг отношений;
• ведущий тип деятельности;
• сензитивность.
Результаты развития включают в себя:
• новообразования личности;
• формы общения;
• эмоционально-волевую сферу;
• способности общения;
• новый вид деятельности.
Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.
17 Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Периодизация Рене Заззо: системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства:
- 0-3 года – раннее детство;
- 3-6 лет – дошкольное детство;
- 6-12 лет – начальное школьное образование, на котором ребёнок приобретает основные интеллектуальные навыки;
Зигмунд Фрэйд построил периодизацию с учётом полового созревания и предложил следующие стадии:
- оральная стадия (до 1 года): эрогенная зона – слизистая рта и губ (ребёнок получает удовольствие, когда сосёт молоко, а в отсутствие пищи – палец или какой-нибудь предмет).
- анальная стадия (1-3 года): эрогенная зона – слизистая кишечника.
- фаллическая (3-5 лет): ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.
- латентная(5-12 лет): интересы ребёнка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.;
- генитальная (12-18 лет): соответствует половому развитию ребёнка.
Периодизация Э. Эриксона:
1. Младенчество (от 0 до года): младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности.
2. Ранний возраст (от года до 3 лет): автономность при приобретении навыков самообслуживания.
3. Детство (от 3 до 6 лет): инициативность активных форм общения (игры, общение со сверстниками).
4. Школьный возраст (от 7 до 11 лет): овладение разными навыками (трудолюбие).
Возрастная периодизация Л.С. Выготского:
- кризис новорожденности; - младший возраст; - кризис 1 года; - кризис 3 лет; - дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- кризис 7 лет; - школьный возраст (от 8 до 12 лет); - кризис 13 лет; - пубертатный возраст (14-18 лет); - кризис 17 лет.
Периодизация возрастного развития Д.Эльконина:
- Младенчество (до 1 года): ВД – непосредственно-эмоциональное общение.
- Раннее детство (1-3 года): ВД – предметно-манипулятивная деятельность.
- Дошкольный возраст (3-7 лет): ВД – сюжетно-ролевая игра.
- Младшее школьное детство (7-11 лет): ВД – учебная деятельность.
- Подростковый возраст (11-14 лет): ВД – интимно-личностное общение, эмоциональное общение со сверстниками.
- Юношеский возраст (старший школьный возраст): ВД – учебно-профессиональная деятельность.
18 Периодизация психосоциального развития взрослого человека Э.Эриксона:
1. Молодость (21-25) – целостная идентичность. Основная психосоциальная задача – поиск спутника жизни, стремление к достижению близости. Приобретения возраста: любовь или одиночество
2. Зрелость (25-65) – расцвет личности - расширение самоидентичности. Основная психосоциальная задача – генеративность. Приобретения возраста: продуктивность или стагнация. Важнейшее качество личности - забота
3.Старость (свыше 65 лет) –новая форма идентичности – эгоинтеграция. Основная задача – осмысление прожитой жизниПриобретения возраста: мудрость, осмысленность жизни и целостности своей личности или отчаяние.
Периодизация Моргуна и Ткачёвой.:
1. Юность (18-23) – личностное и профессиональное самоопределение.
2. Молодость (24-30) – поиск жизненных перспектив, выработка индивидуальности.
3. Кризис 30 лет (экзистенциальный кризис) – подведение промежуточных итогов и оценка пройденного жизненного пути; перестройка и корректировка ценностно-смыслового конструкта личности и жизненной перспективы.
|
|
4. Расцвет (30-40) – профессиональная компетентность личности, состоятельность семейных отношений, личностная стабильность.
5. Кризис «середины жизни» – мотивационный кризис.
6. Зрелость (40-50) – продуктивность личности во всех сферах жизнедеятельности. Вершина жизненного пути личности.
7. Переход к старости (50-55) – нормативный кризис: изменение социального статуса личности.
8. Старость (пожилой возраст: 55-75);(старческий: 75-90); долгожительство (свыше 90 лет) – реализуется генеративная функция личности – передача жизненного опыта другим поколениям.
Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант.
Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
1. 16—22 года. Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома
2. 23-28 лет. Осознание себя как взрослого человека.Встреча со спутником жизни заключение брака.3. 29-32 года. Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново.4. 33-39 лет."Буря и натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным.5. 40—42 года. Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченна.6. 43—50 лет. Новое равновесие. Привязанность к семьей7. После 50 лет. Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.
19 Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
|
|
К неэкспериментальным, относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
20 Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.
Психологические признаки зрелой личности:
- Самодостаточность; - Наличие собственной четкой жизненной позиции, независимость от мнения других. - Чувство собственного достоинства. - Уверенность в себе и адекватная самооценка; - Честность с самим собой и окружающими людьми. - Понимание разницы между добром и злом, «хорошо» и «плохо». - Сформировавшиеся моральные ценности. - Развитие самопознания. - Способность ставить цели и достигать их, создавать мотивацию.
Признаки эмоциональной зрелости:
-Зрелая личность способна любить, сострадать, испытывать глубокие чувства к другим.-Терпимое отношение к своим и чужим ошибкам, -Умение прощать. -Гармония с самим собой, любовь к себе. -Открытость собственному опыту. -Умение приспосабливаться к переменчивым условиям и видеть положи-е стороны явлений.