Изменения в когнитивной сфере подростков (новообразования)

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы.

Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии».

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

37 Условия развития. Можно выделить основные варианты развития в период ранней юности: 1 вариант - многие плавно и постепенно продвигаются к новому периоду в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны порывы романтизма, их радует спокойный и упорядоченный образ жизни. Больше интересуются общепринятыми ценностями, ориентируются на оценки окружающих, опираются на авторитет. У них хорошие отношения с родителями и учителями.

2 вариант развития – быстрое, скачкообразное развитие. При высоком уровне саморегуляции хорошо контролируются быстрые изменения потребностей, ценностей, моделей поведения. Старшеклассники быстро и рано определяют свои жизненные цели и стремятся к их достижению. При этом слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. 3 вариант – мучительные поиски своего пути. Для них характерны неуверенность в себе, плохое понимание самих себя., недостаточное самопознание, высокая произвольность. Но и она не компенсирует недостаточность рефлексии и самопознания. Они импульсивны и непоследовательны, недостаточно ответственны. Часто отвергают ценности родителей, но не в состоянии предложить свои. Войдя во взрослость, они продолжают метаться и долго не могут интегрироваться с себе равными.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий:

1Общение со взрослыми, к которому возникает особый интерес. Восстанавливается эмоциональный контакт с родителями, причём на более высоком уровне. Обсуждение жизненных перспектив, планов на будущее, анализируются трудности, особенности жизни в семье. 2Общение со сверстниками – необходимое условие для становления юношеского самоопределения. Его функции другие: интимно-личностное, исповедальное. 3Дружба. Она уникальна и занимает исключительное положение – привилегированное. 4Любовь. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности. После наигранных отношений в подростковом возрасте может появиться настоящая влюблённость. Психологическая сущность кризиса 17 лет. Кризис 17 лет возникает точно на рубеже школьной жизни и новой взрослой. Это граница окончания привычной жизни в кругу своей семьи, школьного класса. С этого возраста начинают отсчёт периодизации развития зрелой личности. Это, по словам Эльконина, наиболее тяжёлый кризисный период наряду с кризисом 3 и 11 лет. Сопряжён, прежде всего, с отношением к такой ценности как образование. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи, которые могут приводить к невротическим расстройствам. Помогают успешнее адаптироваться поддержка семьи, уверенность в правильности выбора, в своих способностях, чувство компетентности. Характерны 3 основных варианта жизненного пути: Обучение в вузе. Поиски работы. Армейская служба.Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества.

38ИДЕНТИЧНОСТЬ - чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру. Формирование идентичности, по Эриксону это есть процесс самоопределения.

В юношеском возрасте формируется: Личностная идентичность - осознание человеком своего Я.

Социальная идентичность - осознание человеком своей принадлежности к той или иной социальной группе, осознание себя носителем определенных социальных ролей.

Джеймс Марсиа выделил 4 основных варианта или состояния формирования идентичности:

Предрешенность - принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Т.е. статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.

Диффузия идентичности - состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

Мораторий - о период построения своей идентичности. Состояния поиска ответов на вопросы кто я, какой я.

Достижение идентичности - благополучное завершение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности.

39 Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально- логическое, формально-операциональное мышление. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Совершенствуется овладение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Юность- сензитивнй период для расширения диапазона знаний. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции другихпознавательных процессов интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления.

Выделяют стадии разития мышления:

Начальный дуализм - интерпретация информации дуалистическим способом, для которого характерен поиск только одной истины.

Концептуальнй релятивизм - терпимость по отношению ко множеству противоречевых точек зрения, научных позиций, возможность рассматривать одно и тоже понятие с разных позиций.

Виды интеллекта:

Текущий интеллект - способность учиться новому, восприятие новых связей, отношений, скорость и результативность. Студенческий возраст является сензитивным для развития этого типа интеллекта.

Кристализованный интеллект- формируется по средствам образования, опыта. Выражается в способности устанавливать связи, формировать суждения, анализировать проблем и использовать усвоеные стратегии для решения разнообразных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: