Общение со сверстниками

Учится рефлексии на себя и другого. Проблема взаимодействия «Я» и «Мы»: быть уникальным, быть лидером, быть признанным и «слиться со всеми» в ситуациях эмоционального напряжения и социального выбора.

Типы отношений со сверстниками в подростковом возрасте: товарищеские, дружеские, деловые, отношения лидерства

Положительная роль отношений со сверстниками:

Школа социально-моральной взрослости,Формирование коммуникативной компетентности,Источник самопознания и рефлексии,Стимул к самосовершенствованию,Формирование направленности,Формирование идеала.

Негативная роль отношений со сверстниками:

«Школа» асоциальной модели жизни,Нетерпимость к непохожести,Нивелирование индивидуальности, «Огрупплённое» мышление,Формирование антиидеала.

29 Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:
1) Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение. Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.

30 Виды конфликтов: Конфликт безысходности, Конфликт неопределённости, Конфликт амбивалентности. Типы поведения подростков в конфликте: Агрессивно-наступательный. Рационально-объективный, Утилитарно-меркантильный, Конформный, Обособленный.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка.. Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется.

Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты.

31 Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами:

1 Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

2 Структурные методы, т.е. методы воздействия на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы.

3 Межличностные стили разрешения конфликтов

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Переговоры. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

32 Педагоги имеют дело с учениками, коллегами, родственниками, и в каждой из упомянутой связи могут возникать конфликты.

Типы конфликтов, присущие педагогической деятельности:

· Конфликты, обусловленные различными профессиональными обязанностями педагога.

· Конфликты, возникающие в связи с разнообразными, нередко неадекватными ожиданиями тех людей, которые влияют на выполнение профессиональных обязанностей учителя.

· Конфликты, связанные с низким престижем отдельных предметов школьной программы.

· Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от разнообразных директивных правил, планов, которые оставляют мало пространства для самодеятельности.

· Конфликты, в основе которых лежат противоречия между обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.

Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами.
Первым действием по управлению конфликтом следует считать его институционализацию. При институционализированном конфликте (протекающем в пределах установленных норм и правил) он становится как минимум предсказуемым. Неинституционализированный же конфликт характеризуется отсутствием каких-либо принципов или правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства.
Еще одна важная ступень управления конфликтом – структурирование конфликтующих групп. Если группы структурированы, то появляется возможность измерения их силового потенциала. Это позволяет установить в обществе неформальную иерархию влияния, что сдерживает эскалацию межгруппового конфликта. Завершающий этап управления конфликтом – редукция, то есть последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень.

33 Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности

Среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, ведущими, а другие — второстепенными, их проявление или не проявление и различная степень проявления в тех или иных обстоятельствах обусловлена основными чертами.

Структура характера рассматривается с учетом устойчивости, силы, определенности, полноты характера. При этом важно подчеркнуть, что пластичность структуры характера позволяет человеку быть гибким в изменяющихся условиях и перевоспитании собственного характера.

Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет процесс самовоспитания.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Сознательные и преднамеренные действия и поступки позволяют судить о том, что представляет собой человек. Особенности речи: громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость — выражают определенные свойства характера. Внешний облик: улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка — также характеризует человека. У некоторых люден внутреннее содержание характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения за человеком в различных жизненных ситуациях.

34 Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Типы акц. Хар-ра: Гипертимный тип. Отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. Циклоидный тип. Подростковые поведенческие реакции обычно выражены умеренно. Увлечения подростков в этот период характеризуются нестойкостью- они их то забрасывают, то заново, с вдохновением, делают. Лабильный тип. Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность. Сенситивный тип. С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Истероидный тип. Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций.

Увлечения подростков:

Увлечения интеллектуально-эстетические

Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе.

Эгоцентрические увлечения

Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, участие в художественной самодеятельности и т.п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов.

Телесно-мануальные увлечения

Эти увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д.

Накопительские увлечения

Накопительские увлечения — это, прежде всего, коллекционирование во всех его видах.

Информативно-коммуникативные увлечения

Это самый примитивный вид увлечений, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, а также потребность в легком общении со сверстниками.

35Формы ОФЛ(отклонение в формировании личности) в подростковом возрасте и стадии формирования защитных диспозиций. Проблема формирования отчужденности подростков.

Нарушения поведения, Нарушения личности. Незрелость. Асоциальные тенденции,

Факторы риска ОФЛ

Динамическое соотношение 3 факторов:

1Характер соучастия взрослого в жизнедеятельности ребёнка

2Характер включенности ребёнка в группу сверстников и групповую деятельность

3Степень самостоятельности деятельности ребёнка

Стадии защитного поведения как реакции на нарастание фрустрационного напряжения средовой дезадаптации по П.Б.Алмазову:

1Компенсаторно-уступчивая

2Конфликтно-демонстративная

3Компенсаторно-защитная

Уровни отчужденности/ само отчужденности по Сафину:

1.Осознани е непринятия членами своей группы «отвергнутые»

2.Осознание непринятия сверстниками родителями, близкими людьми «изгои»

3.Осознание отвержения всем миром попытки суицида- нервные расстройства

36 Когнитивные изменения в подростковом возрасте:

• Формальное операциональное мышление характеризуется абстрактным мышлением, последовательной и систематической проверкой гипотез и возросшей способностью к предварительному планированию.

• Улучшения в когнитивной сфере в подростковом возрасте также влияют на то, как подростки видят социальный мир и самих себя; в целом их взгляд на институты, культурные ценности и общество обычно становится намного более сложным и осмысленным.

• Эгоцентризм раннего детства возвращается во время подросткового возраста, хотя и в иной форме; это связано с такими убеждениями, как персональный миф, и такими идеями, как фантазия найденыша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: