1.Теологичесчкая (Фома Аквинский. П возникло по божей воле, даровано, пророки довели до людей божественную волю. Право представляет божественную справедливость (не согласна наука).
2.Естественного права (Жак Руссо. П возникает с момента рождения человека(не согласна наука)).
3.Юридический позитивизм (Джон Остин. Творцом права являются органы госуда. Власти (не согласна. П возникает раньше))
4.Историческая школа права (18-19 в. Германия. Карл Савеньи, Георг Тушта, Герман Гугор. П прошло естественное развитие подобно человеческому языку. (не согласна: П порождается человеческим духом. Не связывают эконом.))
9. Современный диалектико-материалистический подход к общим причинам возникновения государства и права.
Современная наука происходит из концепции многофакторности. На образование государства оказали влияние многие причины, но не все из них вытекают из самого общества.
Среди этих причин можно выделить первичные (основные) и вторичные (дополнительные):
Первичные - обусловили существование государства и права как таковых.
|
|
Вторичные - оказали влияние на форму образования государства в различных частях мира.
Причины первичного (первоначального) и вторичного появления государства и права.
1.Первичные - самостоятельное образование государства.
2.Вторичные – образование государства в результате внесения государственной структуры другим народом или в результате порабощения государственно-организованного народа другим.
(1) Первичные:
1.Экономические – переход от присваивающей экономики к производящей (10 – 15 тысяч лет назад) – к земледелию, скотоводству. В связи с этим начинается процесс специализации труда или его разделение. Далее от земледелия отделяется ремесло, что значительно повышает производительность. Появляется прибавочный продукт. Излишки начинают обмениваться, отсюда выделяется торговля. Углубление специализации и увеличение прибавочного продукта создаёт необходимость существования профессиональных управленцев.
2.Социальная сфера – у каждой из вновь образовавшихся групп населения появляются собственные интересы. Начинается социальная дифференциация. Происходит выделение человека как личности.
3.Духовная сфера – синкретичное общественное сознание разделяется. Происходит становление религиозного, правового и другого сознания.
4.Кратосфера – зарождается политическая власть. Политика – отношения между крупными объединениями людей по поводу государственной власти, удовлетворения общих интересов. Появляются профессиональные управленцы, образующие органы управления обществом (государственный аппарат). Его существование обеспечивается не только объективной необходимостью, но и появлением возможности содержать этот аппарат.
|
|
Причины происхождения права.
Как социальное явление право берёт своё начало тогда, когда у людей появляется определённая свобода, свобода инициативы. Так же право становится гарантией осуществления интересов человека как личности. Появляется необходимость в существовании норм (норм права), способных разграничить всё более усложняющиеся отношения внутри общества, необходимо самостоятельный государственный аппарат поставить под контроль общества с помощью определённых норм. С другой стороны, право складывается не только внутри локального сообщества, но и во взаимоотношениях между разными группами (международное право).
(2) Вторичные:
1.Биологические (психическая сфера) – например склонность одних народов к насилию над другими.
2.Необходимость поддержки запрета инцеста.
3.Сознательная деятельность людей по созданию государственных институтов.
4.Природно-климатические условия (Европейский и Восточный, Азиатский пути). В Европе ведение домохозяйства было возможно в узких рамках семьи, следовательно, развивался институт частной собственности. Из – за различных способностей людей прибавочный продукт концентрируется в руках «способных». Формируются два класса – собственники и их работники. Для урегулирования отношений между ними необходимы были определённые нормы для разрешения между классовых конфликтов.
В Азии существенного развития не получила из – за необходимости проведения крупно масштабных коллективных ирригационных работ. Нужен был аппарат власти, способный объединить огромное количество людей для проведения этих работ.
Право в Европе соответственно ориентировано было на закрепление прав собственности, личных прав и свобод человека. В Азии же в первую очередь фиксируются интересы государства в целом интересов общины. Права и свободы человека не рассматриваются – он является лишь частью целого. Частные собственники рассматривались как прямые конкуренты государства.