Научный эксперимент

Научный эксперимент является основой научного подхода к познанию. Никакая теория не может считаться научной, если она не опирается на научные факты, которые в естественных науках получаются из научного эксперимента. Что же отличает научный эксперимент от не научного?

Во-первых, повторяемость. То есть сколько бы раз не повторяли эксперимент без изменения его исходных данных и методики проведения, он должен давать аналогичные результаты.

Во-вторых, воспроизводимость. Кто угодно должен иметь возможность воспроизвести данный эксперимент где угодно, и при этом те же самые исходные данные и точное соблюдение методики должны привести к точно таким же результатам.

Если хотя бы одно из этих свойств научного эксперимента не выполняется, то нужно говорить о том, что эксперимент не корректен и не учитывает какие-то факторы. Для того, чтобы сложный эксперимент был научным, нужно предварительно смоделировать условия и методику проведения эксперимента. Для этого есть целое направление математического моделирования физических процессов. Научный эксперимент ставится вполне определённым образом, так как имеет целью получение научных фактов. Научный факт выводится как прямой непосредственный результат научного эксперимента, в результате обработки полученных в нем данных.

Есть множество других фактов, например, исторические, и для того, чтобы использовать их в научном методе познания, необходимо дополнительно удостовериться в их научности. Далеко не всякий, даже очевидный с первого взгляда, факт можно считать научным, если его нельзя проверить научным экспериментом. В обычной речи слово «факт» подразумевает, что это факт – научный. Однако ещё раз повторю, что если вы не хотите получить неверную или просто ненаучную теорию, то в первую очередь нужно проверить те факты, которые лежат в её основе.

Есть ещё понятие наблюдения, которое тоже дает научные факты в том случае, если одно и то же явление фиксируется несколькими независимыми наблюдателями, с применением регистрирующей техники. К результатам наблюдений нужно относиться крайне осторожно для того, чтобы исключить влияние субъективного фактора. Наблюдения одного отдельного человека обычно для науки не имеют никакого значения, разве что для организации реальных научных экспериментов в указанном наблюдателем направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: