Знание и жизнь

Научные знания есть совокупность научных теорий, общепринятых в настоящий момент развития науки. Все научные знания логичны, все положения в них можно доказать. Это приводит к распространённому заблуждению о том, что научные знания абсолютны, или, что ещё гораздо хуже, объективны, то есть что они существуют в Реальности не зависимо от сознания человека. Выше мы выяснили, что для любой научной теории существует её область определения, в которой работает эта теория, а значит и все научные знания тоже ограничены и в большой степени субъективны, так как зависят от общего уровня развития сознания человека в данный исторический момент.

Главная характерная особенность научных знаний в том, что их можно доказать. В геометрии это теоремы и их доказательства, в математике это формулы и их вывод. Это примеры существования строгого доказательства, когда любой грамотный человек может получить точно такое же знание, как и все остальные грамотные люди. В естественных науках доказательства опираются на математический аппарат, на логику и на научные факты, полученные из научных экспериментов.

А вот жизнь самого человека как субъекта для научного способа познания Реальности имеет второстепенное значение. Наука интерсубъективна, то есть она представляет из себя определенный свод знаний, одинаковых для разных субъектов. Научные знания получают все люди при обучении в средней школе. Конечно, субъективный фактор присутствует, но только для процесса развития науки, а не для неё самой. Например, некоторые люди весьма трудно усваивают даже школьный материал, а другие двигают науку далеко вперед так, что для понимания их теорий другими людьми иногда не хватает даже продвинутого уровня специализированных знаний. В самих же научных знаниях нет ничего того, что зависит от субъекта, то есть подлинные научные знания интерсубъективны. Совокупность научных знаний составляет научную картину мира, которая дает возможность грамотным людям очень хорошо понимать друг друга не только при походе в магазин за хлебом, но и в процессе всей своей познавательной деятельности.

Единственное что нужно от человека в научном подходе к познанию реальности, это грамотность и хорошо развитое логическое мышление, позволяющее осмысливать поток вербальной информации, с помощью которого может быть передано любое научное знание. Более того, основные научные знания не требуют от мышления ничего кроме формальной логики. Можно иметь хороший багаж научных знаний, не имея никакого представления о сложных видах логик, таких как fuzzy logic, теории неопределенных множеств, фракталов и прочих сложных направлений в математике. Даже теория вероятности и математическая статистика основываются именно на формальной логике, не говоря уже о более простых вещах, позволяющих прекрасно жить, считая себя грамотным и научно подкованным. Однако невежество есть более обширная категория, показывающая не на количество знаний, а на отношение к ним самого человека. Человек привязывается к своим ограниченным знаниям, к своему ограниченному жизненному опыту, и в итоге к своим представлениям о мире, базирующимся на знании и опыте. Его мировоззрение становится настолько важным, что человек становится его рабом. Он привязывается к тому, что имеет и подсознательно не допускает ничего, что могло бы пошатнуть эти устои. Вся новая информация фильтруется при её восприятии на столько, что либо сводится лишь к подтверждению старых знаний, либо в лучшем случае к их расширению или не принципиальной корректировке мелких неточностей. Все реально новое наталкивается на подсознательный барьер нашего невежества. Так что красный диплом о высшем образовании не может являться доказательством отсутствия невежества у его владельца.

Огромное преимущество научного подхода заключается именно в том, что он опирается на логику, и что все научные теории можно доказать, то есть убедить любого грамотного адекватного человека в правильности того или иного положения научной теории. Конечно, можно сделать рожу валенком и отрицать любые доказательства, однако долго такой человек в науке не протянет, если он вообще каким-то чудом туда попадет. Зато в наше время такой человек через интернет быстро перейдет в другие области познания, где его псевдо научные (или даже ошибочные) теории сразу же станут каким-нибудь эзотерическим учением или философией, именно вследствие того, что вне пределов области определения научного подхода нет такого понятие как «доказательство». Именно опора на доказательства привела к возможности передачи научных знаний обычным вербальным путем, к возможности работы тысяч людей в одном направлении, к прорыву в познании материального мира и к научно-техническому прогрессу. Всех нас с самого начала нашей жизни обучают различным наукам, развивая в первую очередь логическое мышление. То есть на данном этапе развития человечества уже не только человек развивает научный подход, но и сам научный подход формирует развитие человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: