Художественное конструирование тары и упаковки

Художественное конструирование — процесс конкретного решения проектной задачи. Это конструкторская часть общего дизайн-проекта.

В результате художественного конструирования достигается целос­тность материально-технических и социально-культурных потребитель­ских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъяв­ляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует методы и сред­ства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объеди­няя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации. Термин «художественное конструирование» характерен только для русского языка и обозначает процесс конструкторского про­ектирования, а «дизайн» — деятельности в целом.

Существуют различные точки зрения на то, как художественное кон­струирование должно выполнять свои задачи. Одни художники-конст­рукторы считают главной задачей проектирование изделий и предме­тов, обладающих новыми рабочими функциями. Другие полагают, что в основе конструирования лежит принцип создания изделий в опреде­ленном стиле, распространения на все изделия промышленного произ-


10______________________________________________ Глава 1

водства «современной формы». Эту разновидность дизайна называют стилистикой. И наконец, существует еще одна позиция. Она понимает художественное конструирование лишь как процесс обновления внеш­ней формы изделия, не затрагивая его существа и не меняя технологи­ческих способов его производства.

Такие взгляды на творчество художника-конструктора являются односторонними. Художественное конструирование является неотъем­лемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечивать удобство использования изде­лия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного про­изводства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств.

Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач мож­но условно разделить на два взаимосвязанных направления: инженерно-функциональное формообразование и дизайнерское формообразование (рис. 1.1). Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия — матери­але, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.

Целью композиции в художественно-конструкторском проектиро­вании является создание оптимальных форм, отвечающих функцио­нальному назначению, конструктивно-технологическим и экономичес­ким требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.

Теория композиции, ее категории и свойства, а также средства, при­емы и методы композиционной работы позволяют инженеру-конструк­тору и художнику-конструктору в совместной творческой деятельнос­ти решать сложные задачи по созданию органичных и целостных форм промышленного изготовления с соблюдением пропорциональности со­ставных частей, ритмичности, соразмерности человеку и предметному окружению, пластичности и цвета.

Под эргономикой понимают область знания, комплексно изучающую трудовую деятельность человека в системе «человек-машина-среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности.

В процессе художественного конструирования тары и упаковки ас­пекты эргономики можно рассматривать в свете взаимодействия чело­века с упаковкой, а также с позиций деятельности человека при произ­водстве проектируемой тары.

Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и дизай­нерское формообразование неразрывно связаны друг с другом. Эта вза­имосвязь прослеживается и на более низких уровнях ключевых поня-


ГОСТЫ


осты

кинематика, механика

НОРМАЛИ

межотраслевая —

 

о

I

X

в


отраслевая

внутри предприятия

внутри машины

производственная

эксплуатационая

простран­ство внутреннее
внешнее
смешанное

материал

целостность

сборочность

«ука

затели масштаба»


стандар­тизация

унификация

техноло­гичность

объемно-пространст­венная структура


•е-

- ■§



ч

5 В х

ш

з: ы

В


высота размещения рабочей зоны над полом

размеры зон и расположе­ние органов управления

золотого сечения

геометрическая (графическая)

модульная

уровень напряженности, монотонность

эмоциональное воздействие


контраст

цвет

ритм

I

тектоника

{

масштаб­ность

—I пропорция


0)

ф











               
 
   
     
       
 
 
 




           
   
   
 
 

 





12 ___________________________________ Глава 1

тий рассмотренных базовых составляющих двух направлений формо­образования. Инженерно-функциональное формообразование рассмат­ривает решение объемно-пространственной структуры конструируемо­го изделия с позиций научных направлений кинематики, механики, стан­дартизации, унификации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиций учений о контрасте, цвете, ритме, тектонике, масштабности, пропорции, инже­нерной психологии и физиологии, гигиены труда.

На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совме­стно с художником-конструктором должны выбрать материал тары, ее форму, рассчитать геометрические размеры, определить конструктив­ные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.

Художественное и инженерное конструирование — взаимодополня­ющие части единого процесса проектирования тары и упаковки. Про­цесс художественного конструирования нельзя рассматривать как сис­тему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях про­ектирования [91]. Наибольший эффект достигается в случае совмест­ной работы инженера-конструктора и художника-конструктора. Они должны начинать совместную работу уже на стадии разработки техни­ческого задания. В нем формулируются требования к будущей упаков­ке и ставятся конкретные условия, связанные с ее производством и ос­тальными стадиями жизненного цикла.

После анализа технического задания совместная творческая деятель­ность инженера-конструктора и художника-конструктора позволяет рас­сматривать художественное конструирование упаковки как особый вид проектной деятельности, связанный с длинным путем упакованной про­дукции от ее изготовителя до потребителя. На этом пути упаковка уча­ствует в целом комплексе разнообразных технологических процессов, вплоть до процессов утилизации отходов использованной упаковки. На­конец, упаковка принимает участие в создании предметной среды, окру­жающей человека. Поэтому художественное конструирование упаковки представляет собой комплексное решение системы оптимизационных за­дач утилитарно-функционального, конструктивно-технологического, эко­номического и эстетического характера. Эти задачи взаимосвязаны и вза­имообусловлены, прямо и косвенно влияют друг на друга, на форму, вне­шний вид, конструктивные особенности и другие параметры упаковки.

Сложность решения указанных оптимизационных задач позволяет рекомендовать последовательность основных этапов конструирования


Основные положения конструирования и дизайна тары и упаковки



упаковки, принятую при конструировании изделии машиностроитель­ного комплекса [37, 86,91]: техническое задание, техническое предло­жение, эскизный проект, технический проект, изготовление и испыта­ние опытного образца и установочной партии. Основные функции, вы­полняемые при совместной работе инженера и художника на предло­женных этапах конструирования упаковки, показаны на рис. 1.2. Сле­дует отметить, что объем работ при художественном проектировании упаковки, а соответственно и необходимость выполнения того или иного этапа конструирования зависят от множества факторов.


       
   
 
 

 
N

Инженер-конструктор


Художник-конструктор



анализ


Техническое задание


анализ


                           
   
 
   
   
     
 
 
   
   
       
 
 
 

синтез
Н
Композиционные) схемы (эскизы)

поиск
 

Композиционные варианты (рисунки, макеты)

разраб

отка

I

Модель, форма и ее связь с человеком

н

синтез

Компоновка т—I—С

Принципиальные схемы (эскизы)

I

| ДОЖК

Конструктивные варианты (эскизы)

Выбор оптимального

варианта

отка
I

(эскизный проект)

Конструирование и расчет узлов и деталей

раэраб

Технический проект

авторский Гнадзор

Опытный образец: изготовление и испытания


анализ


анализ



Рабочие чертежи


(специальные)

|—►! Рабочий про^ГЦ —[Рабочие76


I1

авторский! надзор


Промышленный образец, установочная партия

Рис. 1.2. Функции и основные стадии совместной работы инженера и художника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: