Самым первым примером работы с ранним опытом клиента является знаменитый фрейдовский случай Катарины (Breuer & Freud, 1937; Freud, 1933). Его лечение симптомов ее тревоги (которые обнаружились в затруднениях дыхания) было исключительно когнитивным. Несмотря на то что позднее он разработал свою психодинамическую теорию, первоначально лечение этой клиентки было очень похоже на технику когнитивного ресинтеза. Он придерживался в своем консультировании следующей схемы.
Фрейд:
• «На что вы жалуетесь?»
• «Опишите мне, как вы ощущаете это состояние, когда "трудно дышать"?»
• «Когда у вас случаются приступы, вы каждый раз думаете об одном и том же?»
• «Когда они у вас случились впервые (приступы тревоги)?»
• «Фройлен Катарина, вспомните сейчас, что промелькнуло у вас в уме во время вашего первого приступа, о чем вы думали тогда, это очень вам поможет».
Катарина припомнила сцену, как дядя занимался любовью с ее кузиной, тогда она почувствовала отвращение.
Фрейд затем реструктурировал эту сцену, сказав, что теперь она выросла, все об этом знает (сексуальные аспекты жизни) и может теперь понять, что тогда произошло. Катарина ответила: «Да, теперь-то конечно». С этого момента приступы тревоги прекратились (Breuer & Freud, 1937).
|
|
Обсуждение этой темы можно найти и в работах Пиаже (Piaget, 1954, 1963, 1970, 1973, 1995; Montangero & Maurice-Naville, 1997).
Описание ранних воспоминаний и их важности смотрите у Мозака (Mosaic, 1958, 1969). Его обзор исследований демонстрирует, что ранние воспоминания отражают основные жизненные ориентиры клиента. Более подробный обзор по ранним установкам и их использованию в терапии есть у Bruhn (1990a, 1990b), Edwards (1990), Olson (1979).
РЕСИНТЕЗИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ УБЕЖДЕНИЙ