В период 6 страница

Советская делегация не могла не заметить, что американская и особенно английская делегации, являвшиеся инициаторами расчленения Германии, на Крымской конференции стали отступать от своих позиций. Правительства США и Великобритании, видевшие в Германии прежде всего своего империалистического соперника и опасного конкурента на мировом рынке, стремились к ее максимальному ослаблению. Однако германский вопрос имел для американо-английского империализма еще и другой важный аспект — возможность использования Германии в будущем в антисоветских целях. В этих условиях планы полной деиндустриализации и расчленения Германии теряли для западных стран свою ценность. Так, начальник имперского генерального штаба Великобритании Алан Брук, учитывая усиление политической и военной мощи СССР, выступал за восстановление Германии и включение ее в западноевропейский союз 141.

139 АВП СССР. Телеграмма Ф. Т. Гусева в НКИД от 8 марта 1945 г.

140 Правда о политике западных держав в германском вопросе. М., 1959, с. 13. Английский проект директивы комиссии и советский ответ см.: Международная жизнь, 1955, № 5, с. 44.

141 Bryant A. Triumph in the West. 1943—1946. Based on the Diaries and Autobiographical Notes of Field-Marshal the Viscount Alanbrooke. London, 1959, p. 242.

Большое внимание Крымская конференция уделила рассмотрению польского вопроса. Глава советской делегации Сталин заявил, что Советский Союз заинтересован в создании мощной, свободной и независимой Польши 142. Предметом обсуждения были как будущие границы Польши, так и состав польского правительства.

Было решено, что советско-польская граница должна проходить в соответствии с национальным признаком, т. е. в основном по так называемой «линии Керзона» с отступлением от нее в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши.

Не вызвало серьезных разногласий среди участников конференции также и признание необходимости территориальных приращений в пользу Польши на севере и западе. Однако относительно размеров этих приращений возникли расхождения. Советская делегация предлагала установить западную границу Польши по Одеру и Западной Нейсе. Против этого предложения выступили представители США и Англии. Они утверждали, что польский народ якобы не сумеет освоить ресурсы этой территории. В результате обмена мнениями по этому вопросу было решено, что Польша получит существенное приращение территории на севере и на западе, размеры которого будут установлены позднее.

При обсуждении вопроса о польском правительстве разгорелась острейшая политическая борьба. США и Англия по-прежнему поддерживали дипломатические отношения с реакционным польским эмигрантским правительством в Лондоне, занимавшим враждебную СССР позицию, оторванным от страны и не представлявшим польского народа. Советский Союз признавал Временное польское правительство, созданное на демократических началах в самой Польше. Это правительство пользовалось поддержкой широких масс польского народа.

На конференции делегации США и Англии вначале пытались игнорировать национальное польское правительство и рассматривать в качестве единственного правительства Польши реакционную лондонскую эмигрантскую клику. Идя на «уступки», они предложили создать в Польше совершенно новое правительство, рассчитывая включить в него большинство «своих людей». В результате возражений со стороны Советского Союза и новой, демократической Польши западные державы вынуждены были согласиться на признание Временного правительства — но при условии его реорганизации. Таким образом, США и Англия продолжали вмешиваться в дела Польши, стараясь повлиять на состав польского правительства. Советский Союз и демократическое Временное правительство Польши пошли на некоторые уступки. В принятом конференцией решении предусматривалась реорганизация Временного правительства за счет включения в него «демократических деятелей из самой Польши и поляков

142 Крымская конференция..., с. 100.

из-за границы» 143. После реорганизации правительство должно было быть признано США и Англией. Под видом «демократических деятелей» они навязывали реакционеров вроде Миколайчика. Реорганизованное правительство Польши стало называться Временным правительством национального единства. Эмигрантское правительство перестало существовать. В этом заключался выигрыш от достигнутого компромисса.

Крымской конференции пришлось заняться также вопросами Югославии. Здесь, как и в Польше, имелись народная власть, фактически осуществлявшая руководство страной, опиравшаяся на поддержку народа, и реакционная эмигрантская клика, неспособная представлять свою страну. Правительства США и Англии симпатизировали находившемуся в эмиграции югославскому королю и его окружению. В то же время они понимали, что их интересы требуют контакта с народной фактической властью, сколь бы отрицательно они к ней ни относились. В Крыму они согласились рекомендовать Тито и Шубашичу ввести в действие достигнутое ими соглашение и образовать Временное объединенное правительство.

Таким образом, Крымская конференция приняла в отношении Югославии компромисс, до некоторой степени сходный с тем, который был достигнут в отношении Польши. Ликвидация эмигрантского правительства и устранение короля обеспечивались ценой включения в состав народного демократического правительства, фактически управлявшего страной, некоторого числа буржуазных деятелей.

Советское правительство определило на Крымской конференции срок вступления СССР в войну против Японии: через два-три месяца после окончания войны в Европе. При этом были согласованы следующие три условия:

1. Сохранение существующего положения Монгольской Народной Республики.

2. Восстановление принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: а) возвращение Южного Сахалина; б) интернационализация Дайрена и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; в) совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог.

3. Передача Советскому Союзу Курильских островов.

На конференции был рассмотрен вопрос об учреждении Организации Объединенных Наций и принято решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, которая должна была подготовить окончательный текст устава Организации. Кроме того, было принято согласованное решение по важнейшему вопросу — о процедуре голосования в Совете Безопасности, внесенное делегацией США 144.

143 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 106; Крымская конференция..., с. 269.

144 По этому вопросу подробнее см. с. 490—494.

Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе». В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия «договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным or господства нацистской Германии, и народам бывших государств-сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору» 145. В ходе обсуждения проекта декларации советская делегация внесла важную поправку, направленную на ограждение стран, избравших путь народно-демократического развития, от непосредственного вмешательства Англии и США. Советская делегация предложила вместо учреждения постоянного специального механизма для осуществления совместной ответственности, предлагавшегося американским проектом, предусмотреть проведение консультаций между союзниками о необходимых мерах. Поправка была принята 146. Таким образом, эта декларация подчеркивала необходимость сохранения единства трех великих держав в решении важных международных вопросов в послевоенный период. Впрочем, на деле западные союзники СССР в дальнейшем постарались «помощь» народам Европы, предусмотренную декларацией, использовать в целях вмешательства в их внутренние дела ради поддержки реакционных сил.

Советский Союз всегда считал необходимым поддерживать после войны тесное сотрудничество между державами — участницами антифашистской коалиции. Итоговым документом Крымской конференции было заявление «Единство в организации мира, как и в ведении войны». Руководители трех великих держав согласились сохранять и усиливать в предстоявший мирный период то сотрудничество, которое осуществлялось между Советским Союзом, США и Англией в дни войны. В заявлении подчеркивалось, что «только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир...» 147.

Для практического осуществления решения трех держав о сотрудничестве при урегулировании международных проблем конференция предусматривала периодический созыв совещаний

145 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 105; Крымская конференция..., с 267—269.

146 Крымская конференция..., с. 36—37.

147 Крымская конференция..., с. 271.

министров иностранных дел. Имелось в виду, что встречи министров будут происходить каждые три или четыре месяца.

Крымская конференция выработала программу демократического устройства послевоенного мира, она воодушевляла народы на борьбу с фашизмом и означала окончательный провал расчетов фашистской Германии на раскол в лагере союзников.

Вся работа Крымской конференции протекала под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза и его миролюбивой политики. Советский Союз добился принятия Соединенными Штатами и Англией ряда совместных решений, направленных на демократическое устройство послевоенного мира.

В интересах принятия согласованных решений и стремясь к укреплению отношений между главными государствами антигитлеровской коалиции, советская делегация шла навстречу многим пожеланиям делегаций США и Англии; последние также должны были учитывать интересы Советского Союза. Они пошли на это в значительной мере потому, что нуждались в помощи СССР в войне против Японии.

Крымская конференция была важным этапом в борьбе миролюбивого человечества за скорейшее окончание войны и демократическое решение послевоенных проблем.

Совместная борьба против германского фашизма являлась прочной основой для развития братской дружбы между СССР и его союзниками в Центральной и Юго-Восточной Европе. 5 апреля 1945 г. в Москву прибыла югославская правительственная делегация. Выступая по прибытии перед микрофоном, маршал Тито передал «глубокую благодарность Советскому Союзу за ту огромную моральную и материальную помощь, которую он дал и дает народам Югославии в их тяжелой борьбе...». 11 апреля в Москве был подписан советско-югославский договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве 148. Этот договор создал необходимые предпосылки для развития отношений нового типа, построенных на всестороннем братском сотрудничестве народов СССР и Югославии.

21 апреля 1945 г. Советское правительство заключило договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Польшей 149. Обе стороны выразили твердую решимость довести борьбу с фашистской Германией до полной и окончательной победы и обязались «оказывать друг другу военную и другую помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами». В договоре указывалось, что «интересы безопасности и процветания советского и польского народов требуют сохранения и усиления в период и после окончания войны прочной и постоянной дружбы» между обеими странами. СССР и Польша обязались

148Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 166, 175-178.

149 Там же, с. 197—201.

принимать после войны все меры для устранения любой угрозы повторения агрессии со стороны Германии. В случае, если бы одна из договаривающихся сторон в послевоенный период оказалась вовлеченной в военные действия с Германией или каким-либо другим государством, объединившимся с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне, другая сторона обязывалась немедленно оказать ей военную и иную помощь всеми средствами, находящимися в ее распоряжении.

СССР и Польша обязывались «помогать друг другу в восстановлении хозяйства». Заключение договора явилось выдающимся историческим событием, отразившим коренной поворот, который произошел в отношениях между советским и польским народами. Он навсегда скрепил оба народа узами братской дружбы, взаимной помощи и всестороннего сотрудничества. Договор заложил прочный фундамент для развития отношений нового типа, основанных на незыблемых принципах марксизма-ленинизма и социалистического интернационализма. Подписание договора укрепило внутренние и международные позиции Временного правительства демократической Польши.

Народы Советского Союза, Польши и Югославии встретили советско-польский и советско-югославский договоры с глубоким удовлетворением. На митинге в Варшаве, посвященном подписанию договора, была принята резолюция, в которой говорилось: «Польский народ отдает себе отчет в том, что от дружбы с Советским Союзом зависят независимость, экономический и культурный расцвет Польши» 150.

Неизменная политика Советского правительства, направленная на восстановление национального суверенитета стран, освобождаемых от гитлеровского владычества, нашла яркое отражение в отношениях с Австрией. Когда Австрия была освобождена, Советское правительство незамедлительно восстановило в тех частях страны, которые были освобождены его войсками, национальную власть. Было создано Временное правительство во главе с социал-демократом Реннером.

РАЗГРОМ И БЕЗОГОВОРОЧНАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ

ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ. ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Весной 1945 г. фашистский режим в Германии рухнул. Завершилась одна из самых мрачных глав в истории человечества. Гитлеровская Германия потерпела полное военное, политическое, экономическое и моральное поражение. Гитлер покончил самоубийством, а его ближайшие сообщники либо были захвачены в плен, либо скрылись. Решающую роль в победе над фашизмом сыграли Советский Союз и его Вооруженные Силы.

150 Известия, 1945, 24 апр.

Этот неоспоримый факт вынуждены были признавать известные государственные деятели США, Англии, Франции и других стран, вступивших в борьбу с фашистской Германией. Президент США Ф. Д. Рузвельт в апреле 1942 г. говорил: «Русские армии уничтожили и уничтожают больше вооруженных сил наших врагов — войск, самолетов, танков, орудий, чем все другие объединенные страны, вместе взятые» 151.

После Сталинградской битвы, весной 1943 г., У. Черчилль — премьер-министр Великобритании отмечал, что Гитлер нанес России страшные и жестокие раны. «Но Советская Россия не только выстояла и оправилась от этих ран, но и нанесла германской армии удар такой мощи, какой не могла бы нанести ей ни одна другая армия в мире» 152.

В 1958 г. объективно оценил роль Советского Союза в войне бывший командующий английскими войсками в Европе фельдмаршал Б. Л. Монтгомери. Он говорил, что, пока Англия и США собирали силы, «Россия в тяжелом единоборстве почти один на один с наступающими гитлеровскими армиями приняла на себя всю силу германского удара и выстояла» 153.

В конце апреля 1945 г. вся мировая печать писала о взятии Берлина, характеризуя это событие как историческую победу Советской Армии. Так, французская «Нувель дю матен» писала тогда: «Наконец мы дождались! Русские в Берлине!... Трехкратное ура славной русской армии!» «Долгожданный час пробил,— восклицала «Се Суар»,— пробил тот час, наступление которого с замиранием сердца ждали все свободолюбивые народы с того момента, когда Гитлер совершил свое первое преступление в Европе».

Взятие Берлина означало окончательный разгром гитлеровской Германии.

В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте, пригороде Берлина, в присутствии представителей Советского Союза, США, Англии и Франции от имени германского верховного командования Кейтель, Фридебург, Штумпф подписали «Акт о военной капитуляции» Германии. 8 мая в 23 час 01 мин. по центральноевропейскому времени умолкли пушки. Война против Германии завершилась.

Вооруженным силам, находившимся под германским командованием, было приказано оставаться на тех местах, где они находились в момент капитуляции, и полностью разоружиться. В ночь на 9 мая началась массовая сдача оружия германской армией; в течение следующих суток военные действия на европейском театре практически прекратились. Теперь перед народами Европы открывались благоприятные перспективы для мирного демократи-

151 Poteer E. The United States as World Sea Power. New York, 1956, p. 685.

152 За рубежом, 1975, № 12, с 7.

153 The Memoirs of Field-Marshal the Viscount Montgomery of Alamein, London, 1958, p. 454.

ческого развития. В числе других от фашистского ига был освобожден и немецкий народ.

5 июня 1945 г. в Берлине была подписана декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Англии и Временным правительством Франции, а 6 июня опубликовано краткое изложение заключенных ранее соглашений: о зонах оккупации Германии и о контрольном механизме в Германии.

В июле-августе 1945 г. работа по созданию четырехстороннего контрольного механизма в Германии была в основном завершена. Контрольный совет, военные администрации в зонах, межсоюзническая комендатура Берлина приступили к практической деятельности.

Однако в самом начале деятельности Контрольного совета выявилось резкое различие в подходе к решению главной задачи — демилитаризации, денацификации и переустройству жизни немецкого народа на демократической основе.

Как в трудные годы войны, так и после победы над фашизмом Советское правительство твердо стояло на том, что нельзя отождествлять немецкий народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести. Опираясь на опыт борьбы народов против германской агрессии, Советский Союз требовал демократизации и демилитаризации Германии, искоренения фашизма и всех его остатков. В то же время Советское правительство считало, что должны быть предоставлены все возможности для развития Германии как единого, демократического и миролюбивого государства.

Что касается западных держав, то их меньше всего заботила необходимость переустройства жизни немецкого народа на демократических и миролюбивых началах. В директиве президента США американскому командованию в Германии (№ 1067 от 10 мая 1945 г.) говорилось: «Германия оккупируется не ради ее освобождения, но потому, что она является побежденной, вражеской страной» 154.

Советское правительство стремилось, чтобы сотрудничество с США и Англией сохранилось и в послевоенный период. Оно прилагало все силы к тому, чтобы на основе демократических принципов добиться согласованных с правительствами союзных держав решений по важнейшим вопросам международной жизни. Это стремление Советского правительства нашло выражение на конференции в Потсдаме.

Потсдамская конференция открылась 17 июля и продолжалась до 2 августа 1945 г. В ней, как и в Крымской, участвовали главы правительств СССР, США и Англии. Центральное место в ее работе занял вопрос о Германии.

Каким путем пойдет дальнейшее развитие Германии, зависело теперь в первую очередь от ведущих держав антигитлеровской

154 The Department of State Bulletin, 1945, vol. 13, N 330, Oct. 21, p. 597.

коалиции — Советского Союза, США, Англии и Франции, от выполнения ими обязательств по перестройке жизни немецкого народа на миролюбивых и демократических началах.

Главная цель союзнических решений по Германии, принятых еще во время войны, состояла в том, чтобы осуществить полностью демократизацию страны и навсегда вырвать корни германского милитаризма и реваншизма, разоружить германский империализм политически и экономически, создать такие условия раз вития Германии, которые не позволили бы повернуть ее на прежний путь агрессии. От выполнения этих решении зависело не только будущее Германии, но также мир и безопасность пародов всей Европы.

На Потсдамской конференции была выработана совместная политика участников антигитлеровской коалиции в германском вопросе.

Обязательство осуществлять согласованную политику в отношении Германии участники конференции зафиксировали в соглашении «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период»155. Существо этих принципов сводилось к демилитаризации и демократизации Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции они предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей промышленности, которая может быть использована для военного производства.

Участники конференции договорились о необходимости «уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду». Три державы обязывались сейчас и в будущем принять также и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире.

В связи с этим Контрольному совету и администрации союзников в каждой из зон было поручено: провести полное разоружение и демилитаризацию; убедить немецкий народ в том, что он не может избежать ответственности за последствия воины; подготовить реконструкцию германской политической жизни на демократической основе.

В Потсдаме было решено рассматривать Германию как единое экономическое целое. При этом имелось в виду реорганизовать экономику Германии, обратив главное внимание на развитие мирной промышленности и сельского хозяйства. Германская экономика подлежала децентрализации «с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представ-

155 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 340—345.

ленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений». Таким образом, Потсдамская конференция приняла важнейшее постановление о ликвидации германских монополий.

Главы трех держав подписали также специальное соглашение по вопросу о репарациях. Оно было заключено в соответствии с решением Крымской конференции и исходило из того, что Германия должна компенсировать в возможно большей степени ущерб, который она причинила другим народам. Репарационные претензии Советского Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны, оккупированной Советским Союзом, и из соответствующих германских вложений (активов) за границей. Было также обусловлено, что Советский Союз получит дополнительно из западных зон оккупации: 1) 15% изымаемого для уплаты репараций комплектного промышленного оборудования в обмен на продовольствие и другие продукты из советской зоны оккупации; 2) 10% изымаемого капитального промышленного оборудования — без оплаты и возмещения. Объем изымаемого капитального оборудования должен был быть определен «самое позднее в течение шести месяцев», начиная с момента конференции, т. е. до февраля 1946 г. Советский Союз из своей доли репараций должен был удовлетворить репарационные претензии Польши.

Потсдамским соглашением была установлена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, которая начиналась от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (включая город Щецин в состав Польши). Установление этой границы было подкреплено решением конференции о переселении немецкого населения, оставшегося в Польше (а также в Чехословакии и Венгрии). Вскоре состоялось решение Контрольного совета о переселении из районов, переданных Польше, немецкого населения, остававшегося в областях восточнее линии Одер — Западная Нейсе. Уполномочив своих главнокомандующих подписать это решение о переселении нескольких миллионов людей, западные державы тем самым еще раз подтвердили признание ими постоянного характера границы, установленной в Потсдаме. В связи с образованием нового польского правительства национального единства советская делегация настаивала на передаче ему всех фондов, ценностей и всякого иного имущества, принадлежавшего Польше и находившегося в распоряжении эмигрантской клики. Кроме того, она требовала, чтобы все польские вооруженные силы, военно-морской и торговый флоты были подчинены новому польскому правительству 156.

Конференция подтвердила передачу Советскому Союзу Кенигсберга и прилегающего района. Она учредила Совет Министров иностранных дел, возложив на него подготовку мирного урегулирования. В качестве неотложной задачи на Совет возлагалось составление мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией,

156 Международная жизнь, 1965, № 10, с. 158.

Венгрией и Финляндией. Совет должен был также подготовить мирное урегулирование для Германии.

Советское правительство предложило распространить компетенцию австрийского Временного правительства на всю страну, т. е. и на те области Австрии, которые были заняты войсками западных держав. Но последние отказались принять это предложение. Было постановлено отложить этот вопрос, с тем чтобы изучить его после вступления войск западных союзников в Вену — столица Австрии должна была быть оккупирована войсками всех четырех великих держав.

Имеется немало авторитетных свидетельств о том, что главы правительств США и Англии намеревались заняться в Потсдаме планами расчленения Германии. Так, американский адмирал Леги, один из ближайших советников Трумэна, сообщает в своих мемуарах, что президент США направлялся на Потсдамскую конференцию с планом раздела Германии «на отдельные суверенные государства». Леги пишет, что Трумэн хотел предложить, чтобы «Совет Министров иностранных дел представил правительствам рекомендации о расчленении Германии» и чтобы уже на Потсдамской конференции было заявлено о «намерении предоставить Рейнской области в будущем независимость и суверенитет в качестве отдельного государства. Более того, Трумэн высказывался за то, чтобы из Австрии, Баварии, Вюртемберга, Бадена и Венгрии было создано южногерманское государство со столицей в Вене» 157. Этот план означал не только насильственное расчленение Германии, но и покушение на национальную независимость Австрии и Венгрии.

Еще до Потсдамской конференции Советское правительство публично заявило, что оно не собирается расчленять Германию. «Советский Союз,— говорилось в обращении И. В. Сталина 9 мая 1945 года,— торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию» 158. На самой конференции с советской стороны вновь было подтверждено, что Германия должна остаться единым государством. В таких условиях Трумэн предпочел не афишировать своих намерений.

В ходе работы Потсдамской конференции Советский Союз внес предложение о создании Временного общегерманского правительства, которое обеспечило бы координацию деятельности немецких органов власти и единообразие экономических и политических мероприятий на территории всей Германии. Советское предложение не было, однако, принято ввиду возражений со стороны США и Англии. Самое большее, на что последние соглашались,— это создать ряд общегерманских административных департаментов по основным отраслям экономики, которые должны были действо-

157 Leahy W. I was There. New York; London; Toronto, 1950, p. 389, 390.

158 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 45.

вать под руководством Контрольного совета. Впоследствии западные державы сорвали осуществление даже и этого постановления.

Несмотря на трения по вопросу о сохранении политической и экономической целостности Германии на Потсдамском совещании три державы все же достигли соглашения по вопросу об основных направлениях общей политики в отношении Германии. Но уже тогда чувствовалось, что США и Англия идут на продолжение сотрудничества с СССР лишь под давлением обстоятельств, что у них есть своя, империалистическая программа действий в Германии, в корне отличная от тех согласованных решений великих держав, под которыми стояли подписи американских и английских представителей. Эта программа вынашивалась на всем протяжении войны. Ее осуществление тормозилось противоречиями среди западных держав и продолжавшейся войной против Японии.

С одной стороны, США, Англия и Франция стремились максимально ослабить Германию как своего экономического конкурента и политического соперника, превратить ее в послушное орудие своей политики. Не случайно Черчилль во время визита в Москву в октябре 1944 г. откровенно говорил в беседе со Сталиным, что после войны Англия «намерена в некоторой степени занять место Германии в Европе в качестве производителя товаров для малых европейских стран» 159.

С другой стороны, правящие круги западных держав в возросшей мощи Советского Союза усматривали главную угрозу своим империалистическим интересам. Как признавал министр финансов в правительстве Рузвельта Моргентау, значительная часть государственных руководителей США считала, что «Германия нужна нам как оплот против России и коммунизма» 160.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: