Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия: здоровый образ жизни, комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.
Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.
Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии и вещества, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.
Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Современные методы обеспечения жизнедеятельности.
Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке выпускника университета. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учебных заведений.
Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 2. Здоровье и образ жизни молодёжи
Здоровье и здоровый образ жизни
Характеристика состояния здоровья современной молодёжи. Здоровье и здоровый образ жизни. Компоненты здорового образа жизни. Пути достижения высокого уровня здоровья.