Немаловажную роль играют нормативные правила —

санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества ок­ружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести".

Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные норма­тивные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься

представительные и исполнительные органы власти рес­публик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяет­ся отраслевыми законодательными актами: по землеполь зованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом о недрах, водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом о животном мире, по| окружающей природной среде — Законом об охране окру­жающей природной среды. В основе такою разделения правового регулирования лежит отношение к природным peсурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия меж­ду нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Пре­зидента РФ или постановлением Правительства РФ. Поми­мо специальных нормативно-правовых актов экологическо­го содержания в последние годы широко используется эко­логизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность пред­приятий. Под экологизацией понимают внедрение эко­логических требований в нормативно-правовые акты неэко­логического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, заня­тых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам уп­равления на приостановление реализации товаров, если coздается угроза здоровью граждан либо состоянию окружа­ющей среды. В законах о местном самоуправлении, налоге обложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует от­метить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве

Эффективный и безопасный труд возможен только том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов и в области охраны труда.

В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:

Российская Федерация — 0,139 (на 1000 работающих);

США — 0,054 (в 3 раза меньше);

Финляндия — 0,038 (в 4 раза меньше);

Япония — 0,02 (в 7 раз меньше);

Великобритания — 0,016 (в 10 раз меньше).
Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.

В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.

4.1. Законодательство по охране труда

Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064—1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083—1101)

Вступивший в силу Федеральный закон "Об основах oxраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателе и работниками.

Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связан­ных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работо­дателем. Действие названного Закона многостороннее и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. За­конодатель акцентирует внимание всех участников трудо­вых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов дея­тельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполне­ния.

Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда или специалист по охране труда в учреждении (организации) отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услу­ги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить та­кие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обя­зывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и пе­риодических (в течение трудовой деятельности) внеочеред­ных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем закон предписывает, что ра­ботник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские ос­мотры (обследования). Особо подчеркивается, что работо­датель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских про- тивопоказаний.­

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановле­ния Правительства РФ и других федеральных органов ис­полнительной власти, например, Министерства труда и со­циального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п.

Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. № 279 утверждено Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 утвердило Нормы предель­но допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется его непосредственному руководителе или главному инженеру, проводит свою работу совместно другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером предприятия.

Служба охраны труда в соответствии с возложенными те основными задачами выполняет следующие функции

проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает
совместно с соответствующими службами ме­роприятия
по предупреждению несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, а также кон тролирует их выполнение;

организует работу по проведению паспортизации са-
нитарно-технического состояния на рабочих местах по под-­
разделениям предприятия;

организует совместно с соответствующими служба­ми
предприятия разборку и выполнение комплексного плана

улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разра­ботке соглашений по труду;

подготавливает и вносит руководству предприятия предложения
по разработке и внедрению более совершен­ных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от
опасных производственных факторов;

участвует в работе по внедрению стандартов безо­пасности труда
и научных разработок по охране труда;

проводит совместно с соответствующими службами
предприятия и с участием профсоюзного актива проверки

(или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

контролирует правильность составления и своевре­менность
представления заявок на приобретение спецодеж­ды,
спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;

оказывает помощь подразделениям предприятия в
организации контроля состояния окружающей производственной среды;
участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых
и после реконструкции объектов производственного
назначения, оборудования и машин, проверяя
выполнение требований по обеспечению здоровых условий
труда;

проводит вводный инструктаж и оказывает помощь
организации обучения работников по вопросам охраны

в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;

участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии
по проверке знания специалистами правил и норм
по охране труда, инструкций по технике безопасности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие — главный инженер В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организаций контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспекторы подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.

Государственный надзор

и общественный контроль за соблюдением

законодательства по охране труда

Высший надзор за исполнением законов о труде и правилпо охране труда министерствами и ведомствами, пред­приятиями, учреждениями, организациями и их должнос­тными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюз­ами общественный, административно-общественный.

Государственный контроль за охраной труда образуется вышестоящими органами государственной власти Российской Федерации и автономных республик. Таковым является

Федеральный горный и промышленный надзор России

и его органы на местах (комитеты и инспекции).

В систему органов Федерального горного и промышленного надзора России входят специализированные инспекции:

♦ котлонадзор — осуществляет надзор за сосудами,
работаютающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы,
баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.);

♦ газовый надзор — проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования;

♦ надзор за подъемно-транспортным оборудованием - контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.

Инженеры-инспекторы специализированных инспекций проводят регистрацию и техническое освидетельствование подконтрольного им оборудования, выдают разрешение на эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм технике безопасности.

Контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств:

? Государственная инспекция по промышленной энергетике
и энергонадзору (Госэнергонадзор) системы Mинистерства
энергетики и электрификации РФ осуществляет
контроль за электробезопасностью;

? Государственная инспекция безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел РФ проверяет со-
стояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблю-
дение правил дорожного движения;

? Санитарно-эпидемиологическая служба системы Ми
нистерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуще-
ствляет государственный надзор за соблюдением гигиени-
ческих норм, санитарно-гигиенических и санитарно-проти-
воэпидемиологических правил;

? Инспекция морского и речного регистров РФ конт-
ролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и
других плавучих средств, а также следит за соблюдением
правил судоходства на реках и озерах страны;

♦ Государственная пожарная служба организуется
Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрез-
вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) через Главное управление государ-
ственной пожарной охраны и его местные органы. Она про-
веряет соблюдение правил противопожарной безопасности
на объектах народного хозяйства.

Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только rocударственный (не общественный) контроль за охраной труда.

Органами этого вида контроля являются технические

инспекции профсоюзов.

Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделе с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: