Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после р а н н е й юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность [2, 9, 12, 17, 20, 22, 23, 25]. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевремен-
|
|
220 Глава VI. Особенности психического развития человека
ного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а следовательно, и по различным основаниям). Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая и н в о л ю ц и о н н ы й: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у ж е н щ и н и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии [2, с. 130].
Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА1
/. Древняя китайская классификация
Молодость | До 20 лет | |
Возраст вступления в брак | До 30... | |
Возраст выполнения общественных обязанностей | До 40... | |
Познание собственных заблуждений | До 50... | |
Последний период творческой жизни | До 60... | |
Желанный возраст | До 70... | |
Старость | До 90... |
См.: Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. Петров. Лиепая, 1972. С. 117-120; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 129-136; Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 25—34; Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чте-цова. М., 1990. С. 17.
|
|
§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития 221 2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)
Период становления | 0-20 лет «весна» | |
Молодой человек | 20—40 лет «лето» | |
Человек в расцвете сил | 40-60 лет «осень» | |
Старый и угасающий человек | 60-80 лет «зима» |