• Изучите состояние педагогического коллектива данной школы и отдельных его структур, выявите специфические его особенности.
• Посетите уроки и внеурочные мероприятия с целью изучения стиля работы педагогов, эффективности их деятельности и диагностики потребностей в психологической службе.
План-задание для самостоятельной работы 507
• После завершения всего эксперимента прочитайте лекцию для учи
телей: «Возможное разделение функций школьного практического пси
холога и учителя в создании условий психического развития школьни
ков».
• Проведите педагогический консилиум и по его результатам со
ставьте рекомендации по выработке единства представлений о задачах,
целях, системе средств и результатах деятельности психологической служ
бы, исходя из запросов учащихся, родителей, педагогов и руководите
лей школы.
Примерный сценарий педагогического консилиума
Педагогический консилиум включает 4 этапа:
1. Обобщение опыта взаимодействия учителя и практического психолога по заранее приготовленному образцу для каждого участника педкон-силиума.
|
|
2. Обмен информацией, анализ и оценка функций психолога и преподавателей.
3. Ролевое общение. Разыгрывается комплект ролей: психолог, учитель, эксперт, ведущий; причем психолог должен занять позицию учителя, а учитель должен знать позицию психолога. На данном этапе основной акцент делается на вербальную коммуникацию с обсуждением положительных или отрицательных аспектов наиболее интересного, актуального, ценного во взаимодействии практического психолога и учителя. При достаточно большом количестве участников ролевой игры происходит деление на группы, причем в каждой разыгрываются сходные из перечисленных выше ролей.
4. Подведение итогов консилиума включает две операции: выступление ведущего с заключительным словом (оценка результатов консилиума, положительные и отрицательные моменты в ходе его проведения) и разбор консилиума экспертом и участниками.
Как уже говорилось, каждый консилиум может решать разные задачи — профилактические, развивающие, коррекционные, реабилитационные. Успешность их проведения определяется мастерством психолога, уровнем его психологической компетентности, а также уровнем зрелости педагогического коллектива (подробнее см.: [62, с. 7-17]).
508 Глава X. Практическая психология образования
Рекомендации психолого-педагогического консилиума «Взаимодействие практического психолога с педагогическим