Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

  1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица- предпринимателя

Банкротство - одно из оснований ликвидации юридического лица. По решению суда юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме казенного предприятия, а также юридическое лицо, которое действует в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может быть признано банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов.

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так как при недостатке имущества предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное образование).

К признакам несостоятельности (банкротства) юридического лица относятся:

1) неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам;

2) неспособность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет и государственные внебюджетные фонды);

3) обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Юридическое лицо совместно с кредиторами может подать решение об объявлении своего банкротства и о добровольной ликвидации.

Если после принятия решения о ликвидации юридического лица обнаружен недостаток стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подается собственником имущества должника, учредителем (участником) должника или руководителем должника после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, которые работают по трудовому договору, контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица,

4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами.

К неплатежеспособному юридическому лицу применяются процедуры несостоятельности (банкротства) и комплекс мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.

При применении процедур банкротства:

1) все дела должника передаются введение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего);

2) активы юридического лица объединяются в единое целое;

3) формируется собрание кредиторов;

4) прекращается индивидуальное удовлетворение требований кредиторов;

5) всем кредиторам предоставляется равные условия удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.

  1. Филиалы, представительства и органы юридических лиц.

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.

Позицией сторонников предпринимательского права, разделяемой авторами этого учебника, является признание субъектами предпринимательской деятельности не только юридических лиц и их объединений, но и структурных подразделений коммерческих организаций, которые могут существовать в двух видах: как территориально обособленные – филиалы и представительства и как необособленные от организации территориально, т.е. расположенные по месту ее нахождения, структурные подразделения-производства, цеха, службы и пр.

Понятие «обособленное подразделение» не раскрывается в гражданском законодательстве, в отличие, например, от налогового, в соответствии с которым обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Такие признаки обособленного подразделения, как наличие территориально обособленных стационарных рабочих мест (В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗРФ. 1999. №29. Ст. 3702; 2002. № 21. Ст. 1916; 2003. № 2. Ст. 167) рабочим местом признается место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть. Однако оно таковым не считается, если работодатель не может прямо или косвенно повлиять на условия труда в этом месте.), не являются определяющими с точки зрения ГК РФ. В ст. 55 Кодекса перечислены два вида обособленных подразделений – филиалы и представительства, без определения родового понятия – обособленное подразделение.

Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалопределяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, квалифицирующим признаком обособленного подразделения с точки зрения гражданского законодательства является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Поскольку филиалы могут выполнять функции представительства, а представительства непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, в дальнейшем речь будет идти о филиалах как об обособленных подразделениях коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность вне места нахождения организации (Местом нахождения организации в соответствии с п. 2 ст 54 ГК РФ является место ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона об АО учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения АО является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.).

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, председатель и т.д.) либо коллегиальными (общее собрание учредителей, правление, совет директоров и т.д.). Орган представляет юридическое лицо без специальной доверенности.

  1. Виды юридических лиц.

Классификация юридических лиц:

1) по степени участия труда и капитала они делятся на объединение лиц (хоязяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества);

2) по порядку создания имущественной базы они делятся на корпорации (добровольные объединения) и учреждения (дочерние предприятия);

3) по форме собственности на свое имущество они делятся на государственные, муниципальные и частные;

4) в зависимости от соотношения в правах учредителей и самого юридического лица на имущество последнего юридические лица делятся на тех, в отношении которых учредители имеют обязательственные права, на тех, учредители которых имеют право собственности или вещные права на имущество юридических лиц, и на тех, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав;

5) в зависимости от организационно-правовой формы юридические лица делятся на хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, унитарные предприятия (государственные и муниципальные), учреждения, финансируемые собственником, некоммерческие организации;

6) в зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Между коммерческими и некоммерческими организациями существуют следующие различия:

1) основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им;

2) прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а некоммерческих организаций – идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы, т. е. для достижения своих уставных целей;

3) коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а некоммерческие – специальной;

4) коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие – в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Виды коммерческих организаций, образуемые для занятия предпринимательской деятельностью:

1) хозяйственные общества: закрытые и открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью;

2) товарищества: полные, на вере (коммандитные);

3) иные: унитарные предприятия, производственные кооперативы.

Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами (товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др.).

На выбор организационно-правовой формы осуществления хозяйственной деятельности влияет множество факторов, например, налогообложение; пределы ответственности учредителей в связи с деятельностью создаваемого предприятия.

  1. Хозяйственные товарищества.

Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Главное действующее лицо любого товарищества — полный товарищ — несет неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия.

Как и любая коммерческая организация, хозяйственное товарищество должно обладать уставным (складочным) капиталом, образующим имущественную базу его деятельности и гарантирующим интересы кредиторов. Уставный капитал — это зафиксированная учредительными документами и оцененная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить при создании юридического лица. Уставный капитал хозяйственных товариществ традиционно именуется складочным капиталом, поскольку такие предприятия основаны на договоре между учредителями (а не на уставе), складывающими воедино своивзносы для коммерческой деятельности.

В качестве вклада в уставный капитал может выступать любое оборотоспособное имущество, включая и имущественные права. Основным критерием допустимости тех или иных вкладов в уставный капитал является их способность увеличивать сумму активов общества.

Хозяйственные товарищества бывают двух видов:

Полное товарищество. Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели — индивидуальные или коллективные. Управление товариществом осуществляется на основе решений, принятых всеми участниками единогласно или большинством голосов (если последнее предусмотрено учредительным договором). Ведение же дел, т. е. представительство интересов полного товарищества в обороте, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. Фирменное наименование товарищества должно включать в себя истинные имена (названия) всех его участников. Можно ограничиться и указанием имени (названия) одного из полных товарищей с добавлением к нему слов «... и компания» (например: «Полное товарищество «Жданов и компания»). Товарищество на вере. Хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия, называется товариществом на вере (или коммандитным

товариществом). Аналогично полному товариществу фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища (в последнем случае — с добавлением слов — «... и компания»). Образно говоря, товарищество на вере как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу (или одного) товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой — они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей. Отличительная особенность прав коммандитиста на имущество товарищества заключается в том, что при выходе из предприятия он вправе претендовать лишь на возврат своего вклада, а не на получение соответствующей доли в имуществе фирмы.

  1. Общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и число участников которого ограничено по Закону об обществах с ограниченной ответственностью.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Учредительными документами ООО выступают учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. В случае если общество создается одним лицом, его учредительным документом будет устав.

Уставный капитал общества составляется из стоимости вкладов его участников. Размер уставного капитала общества не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

Высший орган общества с ограниченной ответственностью — общее собрание его участников. Стоит сказать, для текущего руководства деятельностью общества создается исполнительный орган, подотчетный общему собранию.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

Изменение устава общества

Изменение размера уставного капитала

Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий

Учреждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Распределение прибыли и убытков общества.

Решение о реорганизации или ликвидации общества.

Избрание ревизионной комиссии.

Число участников любого общества с ограниченной ответственностью не может быть более пятидесяти, в случае превышения установленной численности оно должно быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Основные достоинства общества с ограниченной ответственностью:

участники общества несут риск только в пределах их вкладов в уставный капитал и не несут ответственности по обязательствам общества;

самостоятельно устанавливают структуру организации и управления обществом;

закрытость общества от других участников рынка и общества (приватность); общество не обязано публиковать сведения о своей деятельности (бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков и др.).

Основные недостатки объединения капиталов в форме общества с ограниченной ответственностью:

выход одного из партнеров из общества активно заставляет изымать его долю из уставного капитала, что может отрицательно сказаться на бизнесе;

большое значение личного фактора в организации и деятельности общества; каждый из компаньонов вынужден для принятия решения принимать во внимание мнение остальных участников.

Общество с ограниченной ответственностью — наиболее распространенная форма организации бизнеса для мелких и средних предприятий. Стоит заметить, что оно часто используется для объединения капиталов лиц, хорошо знающих друг друга, например, членов одной семьи, родственников.

Общество с дополнительной ответственностью - это общество с ограниченной ответственностью, участники которого несут субсидированную ответственность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в соответствии с учредительными документами общества.

  1. Акционерное общество.

Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, суставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами — акциями, называется акционерным обществом. Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями. Акционерные общества подразделяются по типу на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО), различия между которыми проводятся по способам эмиссии акций и процедуре их переуступки на вторичном рынке. Открытое акционерное общество может использовать две формы эмиссии: открытую и закрытую подписку (публичное и частное размещение). При открытой подписке акции распространяются среди неограниченного круга инвесторов. При закрытой — среди заранее известных лиц. Возможность проведения закрытой подписки ОАО может быть ограничена уставом общества или требованиями правовых актов. ЗАО вправе проводить только закрытую подписку, т. е. может распределять свои акции среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе и утверждается на собрании учредителей.

Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций — обыкновенных и привилегированных. Все держатели акций регистрируются в специальном реестре акционеров, т. е. выпуск акций на предъявителя запрещен. Акционерное общество может размещать обыкновенные и привилегированные акции (один или несколько типов). Под обыкновенной акцией следует понимать ценную бумагу, удостоверяющую права владельца на участие в общем собрании акционеров общества с решающим голосом по всем вопросам его компетенции, получение дивидендов и ликвидационную квоту. Привилегированной является акция, обычно не дающая права голоса владельцу, но позволяющая ему получать дивиденды в фиксированном размере преимущественно перед другими акционерами и независимо от результатов деятельности общества. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала

Уменьшение уставного капитала акционерного общества производится путем снижения номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества (т.е. амортизация акций). В обоих случаях общество обязано уведомить об этом всех своих кредиторов, а последние вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения причиненных этим убытков.

Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций. В последнем случае процедура размещения акций зависит от типа акционерного общества. Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными заранее известными лицами. Открытое акционерное общество вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, т.е. проводить на них открытую подписку.

Высшим органом общества является общее собрание его акционеров. К вопросам, входящим в исключительную компетенцию, относятся, в частности, следующие:

1) изменение устава общества, включая изменение размера его уставного

капитала;

2) избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной

комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов общества, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или ликвидации общества (см. п. 1 ст. 103 ГК

РФ).

Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

  1. Производственный кооператив.

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

Термины "производственный кооператив" и "артель" используются как тождественные, поэтому при создании кооператива его участники сами определяют, что следует включить в фирменное наименование этой коммерческой организации.

Производственный кооператив представляет собой объединение граждан (физических лиц), которые не имеют статуса индивидуальных предпринимателей, но участвуют в его деятельности личным трудом. Паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не влияют на количество голосов и размер получаемого ими дохода. Член кооператива имеет на общем собрании один голос независимо от величины его пая. По всем обязательствам кооператива его члены несут субсидиарную ответственность в порядке и размерах, установленных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти, что является императивным правилом. При этом число членов кооператива, внесших паевой взнос, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа пайщиков, принимающих такое участие.

Учредительный документ производственного кооператива — устав, утверждаемый общим собранием его членов. К числу обязательных требований, подлежащих включению в устав, относятся условия о размере паевого и других взносов, о трудовом участии членов кооператива в его деятельности, об их ответственности за нарушение своих обязанностей, о размере дополнительной.(субсидиарной) ответственности его членов по долгам кооператива. Уставом определяются состав и компетенция органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений. Имущество производственного кооператива образуется из переданных в его собственность паевых взносов, доходов от производственной деятельности, кредитов и иных законных доходов. В соответствии с уставом имущество делится на паи его членов. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части его чистых активов (за исключением неделимого фонда). Состав и порядок определения размера пая указываются в уставе.

Структура органов управления производственным кооперативом включает в себя общее собрание (высший орган), наблюдательный совет (в кооперативе с числом более пятидесяти), исполнительные органы — правление и (или) его председатель.

  1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе.

Унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В отношении этого имущества они обладают ограниченным вещным правом — хозяйственного ведения либо оперативного управления. Собственником имущества унитарного предприятия является его учредитель.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества.

Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель (директор). Он назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

  1. Некоммерческие организации: понятие и виды.

Некоммерческая организация – организация не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций: 1) учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных функций некоммерческого характера, финансирующаяся полностью или частично собственником; 2) фонд – некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение цели; 3) общественная и религиозная организация – добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения их духовных или иных нематериальных потребностей; 4) потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; 5) ассоциации и союзы (объединения юридических лиц) – некоммерческие организации, создаваемые коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих предпринимательских интересов.

  1. Потребительский кооператив.

Потребительские кооперативы – одна из организационно-правовых форм предприятий в Российской Федерации.

Потребительские кооперативы представляют собой объединения на основе членства граждан и юридических лиц и имеют целью удовлетворение материальных и иных потребностей участников, которые осуществляются объединением имущественных (паевых) взносов его членов. Основным учредительным документом является устав кооператива. Высший орган управления кооператива – общее собрание членов кооператива (комитет). Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем. Управление кооперативом производится комитетом – зачастую это служащие, которые совмещают эту работу с другой.

Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива исполняют управляющие, занятые здесь полный рабочий день, их назначают члены выборного комитета. Независимо от величины имущественного взноса на общем собрании каждый член кооператива имеет только один голос. Для кооперативов не установлена зависимость дохода членов кооператива от величины паевых взносов. Потребительский кооператив может, кроме того, вести и предпринимательскую деятельность; например, гаражный кооператив может оказывать услуги населению, производя авторемонтные работы. У потребительских кооперативов имеется несколько характерных отличий от других организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: 1) члены потребительского кооператива не обязаны участвовать в труде;

2) члены кооператива не отвечают по долгам организации, а покрывают их из взносов;

3) полученная от предпринимательской деятельности прибыль распределяется между членами кооператива.

Основными принципами кооперативных обществ являются:

1) открытое членство. В кооперативном обществе не ограничена численность, каждый может войти в него и выйти в любой момент;

2) распределение прибыли между членами (в виде дивидендов). Размер дивидендов зависит от суммы средств, принесенных в кооператив;

3) выплата процента на акционерный капитал.

Все члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Преимуществами потребительских кооперативов являются следующие.

1. Стабильность торговых операций, что связано с благонадежностью участников.

2. Деление прибыли между участниками кооператива.

3. Руководство избирается демократическим путем.

Недостатками потребительских кооперативов являются следующие.

1. Демократически избранное руководство может не обладать достаточным опытом предпринимательства.

2. Существует вероятность, что из-за пассивности рядовых членов кооператива руководство кооператива не будет избрано в полном соответствии с общим мнением.

  1. Общественные и религиозные объединения.

Общественные и религиозные организации (объединения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях – решением суда.

  1. Фонд как субъект предпринимательской деятельности.

Фонд это некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей (социальных, благотворительных, культурных, образовательных) путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает жить своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах.

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга. Имея в виду особую важность имущества для достижения уставных целей фонда, закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета) и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (ибо в ином случае открывается возможность изменения статуса фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество (уставный капитал) фонда (хотя требования к минимальному размеру такого взноса, как и к минимальному размеру его уставного капитала (фонда), в законодательстве отсутствуют). Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества.

  1. Учреждение как субъект предпринимательской деятельности.

Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество.

Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная связь учреждения и его учредителя.

Учредительным документом является только его устав, утверждаемый собственником.

Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения.

  1. Объединения юридических лиц как субъекты предпринимательской деятельности.

Объединения юридических лиц (ассоциация или союз). Некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Из содержания ст.121 Гражданского кодекса вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.

Вступление в ассоциацию нового участника обусловлено согласием других членов. В случаях, предусмотренных учредительными документами, участник может быть исключен из ассоциации.

Учредительным документом является устав и учредительный договор.

Участники не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.

Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам является субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее в течение двух лет с момента выхода.

  1. Правовые формы участия государства и органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство прямо не запрещает последним опосредованно заниматься коммерческой деятельностью, однако и не дает такого разрешения. Вполне понятно, что обладая публичным имуществом (федеральным, государственным и муниципальным), публично-правовые образования не сами, а через свои органы, реализуют право собственности, в том числе и занимаясь коммерческой деятельностью. Сразу следует отметить, что публично-правовые образования, подобно физическим и юридическим лицам, обладают предпринимательской правосубъектностью, возникающей производно у государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права. При этом необходимо подчеркнуть, что последние участвуют в гражданском обороте на равных началах с физическими и юридическими лицами, т.е. никакими превенциями, льготами и т. п. в гражданском правоотношении, по сравнению с другими, не наделенными публичной властью, его участниками не пользуются (п. 1 ст. 24 ГК РФ). Учитывая то, что сами публично-правовые образования непосредственно вступать в гражданские правоотношения не могут, действующее законодательство предусматривает два варианта их возможного участия:

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом, каких либо ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Единственным условием является лишь только то, что они могут и должны действовать в пределах предоставленной им компетенции, что указывает на ограничение их правоспособности, когда сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.

2. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Таким образом, вышеуказанные субъекты от имени публично-правовых образований участвуют в предпринимательской деятельности.

Наиболее активно, до последнего времени, предпринимательская деятельность осуществлялась посредством приватизации государственного и муниципального имущества, одним из способов которой является продажа последнего на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ.

  1. Правосубъектность государственных и муниципальных органов.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер1. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления.

  1. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Закон устанавливает, что РФ, субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо когда указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнением обязательных для них указаний учредителей, собственников их имущества.

Точно так же на собственников имущества создаваемых или учреждений возлагается субсидированная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в рассмотрении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК).

РФ несет субсидированную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. 16, 1070 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имущества, кроме имущества:

  • которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности. (Пока закон не принят.)

  1. Основные направления и формы государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, и осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Уведомление представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники иинформационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предметом внеплановой проверки является несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, и т.д. обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица.

  1. Лицензирование: система, органы, порядок.

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий и аннулированию.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ (например, МВД России осуществляет лицензирование торговли патронами к оружию, Росздравнадзор - производство медицинской техники)

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов.

  • Заявление
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

  1. Правовые инструменты государственного воздействия на предпринимательские отношения. Нормы и нормативы, квоты и лимиты, уровни и коэффициенты.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)

административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)

Используются следующие методы:

Метод автономных решений — метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров. Решение этих вопросов возможно с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих любое производство на получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.

Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

Норматив – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.

С практических позиций нормы и нормативы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования.

Вариант 2 более полный

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально - экономической системы.

Метод правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата. Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

1) характер положения участников правоотношения;

2) порядок установления прав и обязанностей;

3) особенности состава юридических фактов, влекущих правоотношения;

4) специфика юридической ответственности.

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права.

1) гражданско-правовой основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;

2) административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т.е. отношений власти и подчинения.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные.отношения (отношения типа «управление - предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно- правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т.д.;

2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

Помимо общих средств регулирования (норма права, правоотношение, применение юридических конструкций - договор, юридическое лицо, ответственность и др.) существуют специальные средства (инструменты) регулирования.

К ним относятся требования, которые устанавливают количественные измерители (ограничители) деятельности предпринимателя:

- нормы, нормативы (например, минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, нормативы доста-точности собственных средств у лицензиата - профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации магнитных полей и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях и др.);

- лимиты (например, лимиты выбросов загрязняющих веществ в природную среду);

- размеры ставок: налогов, пошлин, размер учетной ставки Центрального банка РФ;

- коэффициенты - повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);

- квоты - количественные ограничители, например на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер резервного фонда акционерного общества);

- предельно допустимые суммы - повышения цен; в расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования.

  1. Объекты приватизации и их классификация. Объекты, не подлежащие приватизации.

Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации. Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: