О негативной роли специфицирования

Независимо от того, один ли у нас бог или же их сразу несколько, независимо от того, какая сейчас эпоха или культура, возникали и возникают законы и нормы, а также критерии оценки, позволяющие человеку выносить суждение о том, «нормален» он или «ненормален». Разложив все по полочкам, мы тем самым воздвигаем границы между здоровым (нормальным) и больным (ненормальным). Все отличия, которые мы обнаруживаем на сегодняшний момент — здоровый, все еще здоровый, еще не больной, больной, — так или иначе связаны с физической оболочкой человека или его психикой, его эмоциями, и являются не более чем элементарным разграничением (благодаря которому наше общество и управляет людьми).

Без сомнения, многие из подобных подразделений, разграничений и дифференциаций просто жизненно необходимы; ни медицина, ни психология, ни любая другая гуманитарная наука без них не обойдутся. И тем не менее мы могли бы, в конце концов, проанализировать заложенное в нас стремление все детализировать, все специфицировать, все уточнить о нас самих, о нашей природе. Ну скажите на милость: что мы будем делать, когда все о себе узнаем? Конечно, мы все очень различаемся, особенно в своей жажде познания. Кому-то больше, а кому-то меньше хочется полученные знания реализовывать, применять на практике.

Многие представления о человеке возникли, так сказать, «по большой нужде»; люди просто обязаны узнать о себе побольше, если не хотят поддаться своим инстинктам, утратить человеческий облик.

Многие человеческие образы создавались только для того, чтобы заставить общество соответствовать определенным формам бытия. Именно поэтому вплоть до сегодняшнего дня постоянно вспыхивают войны и вооруженные конфликты. Войны могут возникнуть и «в малом» — в человеческих взаимоотношениях, в семье, с коллегами и на работе. «В великом» это приводит к гражданским войнам, нарковойнам и т. д. и т. п.

Наши войны бывают открытыми — с проведением и без проведения всеобщей мобилизации — или же тайными. Тяжелее проходят последние: скрытой агрессии труднее противостоять. Зачастую все это оборачивается борьбой бессознательного в человеке, заставляющего его враждовать с остальными, при этом человек даже не будет осознавать, что он находится в состоянии борьбы.

Для всех периодов человеческой истории в целом, в ходе которых создавались все новые идеальные образы человека, подходит заключение психоаналитика Фрица Риманна, сделанное им в связи с его исследованиями силы внутреннего принуждения в человеке: «То, что я хочу подавить, само подавит меня». Бесчисленные образы идеального человека подавляли (и подавляют) людей, от этого страдает и общество, и личность, испытывающая затруднения в формулировке мировоззрения. Тот или иной человеческий образ, в котором воплощались все лучшие черты человека (либерально-плюралистические взгляды всегда считаются чем-то положительным), нередко насаждался, в принудительном порядке идеализировался, в результате чего возникала новая популяция — человек воинствующий, человек-инквизитор.

Войны тайные или явные, войны в малом и в великом, войны прошлого и настоящего — все эти бесконечные битвы отличаются друг от друга весьма незначительно. Все враждующие стороны нетерпимо относятся к мировоззрению оппонента — личности, группы или целой нации. Все они пытаются с помощью насилия навязать другому собственные представления о человеке.

Только терпимость смогла бы уменьшить жестокость войн или даже вовсе избавить человечество от них: чем полнее и достовернее знание человеческой сути, тем терпимей можно относиться к другим людям со всеми их представлениями о человеческом бытие. Чрезмерное рвение, миссионерское воодушевление или одержимость борьбой возникают в результате ошибочной оценки собственной личности, собственного взгляда на человека, что в первую очередь означает ошибочное самовосприятие и искаженные представления о самом себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: