Ритмизованное игровое пространство

Гертруд Лоос в своей концепции исходит из того, что человек уже в утробе матери впитывает в себя информацию о внешнем мире благодаря биениям материнского сердца. Она также придерживается мнения о том, что младенец получает первое представление об эстетической системе окружающего мира посредством органа слуха.

Увязав воедино психоаналитические и музыкальные размышления, Лоос пришла к следующим выводам.

Анализируя силу принуждения, имеющуюся в душе у каждого из нас, можно заметить, что целый ряд слушателей музыки барокко и музыки Баха считает ее «музыкой порядка».

В то время как звук и ритм являются древнейшими феноменами природы, музыкальный ритм стал непременным элементом чувственного опыта человека. Ритм может быть столь же разнообразен, сколь разнообразны сами люди. «Подлинные, чистые ритмы являются неосознанными явлениями, — считает Гертруд Лоос. — Тот, кто стремится просчитать их, сам чувством ритма не обладает». Человек, не имеющий «собственного ритма», в музыке бессилен... Он не понимает, что значит агогика, и повторяет, как попугай: «Раз и, два и, три и»... И боится допустить ошибку... Такой исполнитель не играет с ритмом, он цепляется за него. Он боится утерять порядок, сфальшивить. И принуждает музыку к размеренности, ровному и неизменному темпу. Он настроен на точное следование системе порядка. И соответственно будет цепляться в этой и любой другой музьгке за неизменность.

Бах и вечно живая музьгка барокко, классика или африканский фольклор и даже американская музыка кантри — все они кажутся ритмичными и правильными.

Слушателю, в душе которого преобладает избыточная сила принуждения и который хватается за музыку для того, чтобы преодолеть внутреннюю неуверенность с помощью акустической опоры, необходим в музыкальной терапии внимательный проводник-терапевт для того, чтобы избавить его от пут «музыки порядка». Даже в музыке мрачноватого барокко можно упиваться свободным звучанием и движением мелодии.

До тех пор пока пациент не решится на подобный шаг, он будет подчиняться, как компьютер, заложенной в него программе ритмов, его внутренняя зафиксиро- ванность в определенных рамках будет только усугубляться. Решившись сломать жесткую схему ритмов, пациент узнает о существовании абсолютно другой, ничем не скованной жизни. «Свободные ритмы никогда не запутают вас в путанице стереотипов, это может сделать только бесконечный ритмический повтор», — п иш ет Гертруд Лоос.

Люди, ищущие в музыке неизменность и воспринимающие только такую музыку, очень часто считают личным оскорблением нарушение или отклонение от неизменного ритмажизни, как в большом (день и ночь, сон и бодрствование, смена времен года, менструальный цикл, фазы жизни), так и в малом (собственное дыхание и пульс и то же самое у партнера). Стесненность рамками вызывает страх либо обостряет уже имеющийся...

Ритм является «свободой в законе порядка», утверждает Лоос и тут же добавляет: «Найти равновесие двух полюсов и есть обрести психическое здоровье». А я бы хотел дополнить: даже осознанные поиски равновесия на протяжении всей жизни можно рассматривать как определенный признак здоровья.

Доля принуждения в каждом из нас не может создавать законы и порядки, она может только заставить слепо следовать уже имеющимся. Уточним еще раз: любую нагрузку в нашей жизни необходимо переживать наподобие того, как мы дышим, как наблюдаем за сменой времен года и времен жизни! А музыка является отражением того, как человек обращается со своими естественными ритмами. И не важно, сам он п иш ет музыку или исполняет, слушает или импровизирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: