О причинах избытка истерической силы

Те люди, которые, еще будучи детьми, отличались особым темпераментом, ярко проявляющимся в сильных эмоциях и спонтанности поведения, рано или поздно оказываются под гнетом чрезмерной истерической силы. Риманн сообщает о «врожденной живости» как о положительной стороне истерической силы (и действительно, сегодня существуют исследования, объясняющие наличие того или иного темперамента в первую очередь генетической обусловленностью, а не влиянием социального окружения).

Ощущается ли в человеке избыток истерической силы или нет, станет очевидно в более поздней фазе развития (в так называемой эдипальной фазе). Это как раз то самое время, когда чрезмерно темпераментный ребенок начинает освобождаться от влияния родителей (что большинство встречают в штыки, а меньшинство — с терпением и пониманием); и одновременно это период, когда человеку хочется, чтобы и родители, и остальные близкие ему люди воспринимали его серьезно. Даже в этой фазе зарождающегося критического поведения (когда с родителей постепенно сползает глянец) ребенку необходимы приемлемые образцы и — в хорошем смысле этого слова — авторитеты, которые не только вытерпят ребенка со всей его критичностью и нигилизмом, но еще и примут его. Приятие не исключает дружелюбного ограничения, которое сгладит острые углы взаимоотношений и по возможности сузит спектр ситуаций, вызывающих у ребенка протест. Именно такдолжны были вести себя родители Дика, вместо того чтобы все позволять своему сыну до тех пор, пока это «все» не потеряло для него смысл...

спектр истерической силы. Строительство, естественно, связано со светлой стороной; крушение как проявление всего деструктивного и брутального — с темной стороной истерической силы.

Музыка, после прослушивания которой я пребываю в «состоянии созидания», вероятно, потому так захватывает меня, что я выбрал «музьжу-зеркало», музьжу, возвращающую мне психическую восприимчивость. Иногда выбор происходит осознанно, но в основном все-таки на бессознательном уровне. Эго может быть музьжа, которая уже по своей структуре пребывает «в вечном движении»; вполне вероятно, что композитор и исполнитель создавали ее в аналогичном душевном состоянии. Один из пациентов, будучи в состоянии эйфорической влюбленности, во время слушания моцартовского «Протяни мне руку, жизнь моя» в присутствии терапевта бросился к более молодому пациенту с криком «Я хочу тебя!». Что ж, и такое бывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: