Те люди, которые, еще будучи детьми, отличались особым темпераментом, ярко проявляющимся в сильных эмоциях и спонтанности поведения, рано или поздно оказываются под гнетом чрезмерной истерической силы. Риманн сообщает о «врожденной живости» как о положительной стороне истерической силы (и действительно, сегодня существуют исследования, объясняющие наличие того или иного темперамента в первую очередь генетической обусловленностью, а не влиянием социального окружения).
Ощущается ли в человеке избыток истерической силы или нет, станет очевидно в более поздней фазе развития (в так называемой эдипальной фазе). Это как раз то самое время, когда чрезмерно темпераментный ребенок начинает освобождаться от влияния родителей (что большинство встречают в штыки, а меньшинство — с терпением и пониманием); и одновременно это период, когда человеку хочется, чтобы и родители, и остальные близкие ему люди воспринимали его серьезно. Даже в этой фазе зарождающегося критического поведения (когда с родителей постепенно сползает глянец) ребенку необходимы приемлемые образцы и — в хорошем смысле этого слова — авторитеты, которые не только вытерпят ребенка со всей его критичностью и нигилизмом, но еще и примут его. Приятие не исключает дружелюбного ограничения, которое сгладит острые углы взаимоотношений и по возможности сузит спектр ситуаций, вызывающих у ребенка протест. Именно такдолжны были вести себя родители Дика, вместо того чтобы все позволять своему сыну до тех пор, пока это «все» не потеряло для него смысл...
|
|
спектр истерической силы. Строительство, естественно, связано со светлой стороной; крушение как проявление всего деструктивного и брутального — с темной стороной истерической силы.
Музыка, после прослушивания которой я пребываю в «состоянии созидания», вероятно, потому так захватывает меня, что я выбрал «музьжу-зеркало», музьжу, возвращающую мне психическую восприимчивость. Иногда выбор происходит осознанно, но в основном все-таки на бессознательном уровне. Эго может быть музьжа, которая уже по своей структуре пребывает «в вечном движении»; вполне вероятно, что композитор и исполнитель создавали ее в аналогичном душевном состоянии. Один из пациентов, будучи в состоянии эйфорической влюбленности, во время слушания моцартовского «Протяни мне руку, жизнь моя» в присутствии терапевта бросился к более молодому пациенту с криком «Я хочу тебя!». Что ж, и такое бывает.