Введение. Рецензент доцент кафедры специальных методик МГПИ им

В ДОШКОЛЬНЫХ

учреждениях

для умственно

отсталых

детей

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рецензент доцент кафедры специальных методик МГПИ им. А. М. Г кого, кандидат педагогических наук В. А. Шинкаренко.

Гаврилушкина О. П.

Г12 Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.— 94 с.: ил.— 15ВМ 5-09-003455-9.

В книге на основе анализа особенностей конструктивной деятельности дошкольников-олигофренов сформулированы задачи коррекционного обучения раскрыты конкретные методические приемы и методы комплексного, решение этих задач.

Книга адресована учителям-дефектологам, воспитателям и методистам специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями умственного развития.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование различных видов деятельности у умственно от­сталых детей является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Это объясняется значением, которое имеет деятельность, вернее, процесс овладения ею, для всего психического развития ребенка, для усвоения им социального опыта. При формировании различных видов деятельности (в дошкольном возрасте это игра, рисование, конструирование, элементарный труд) происхо­дит, как принято говорить, «очеловечивание» ребенка. Однако значение их для психического развития в разные периоды детства оказывается неодинаковым. В дошкольном возрасте ведущее зна­чение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование.

Поэтому очень важно учитывать сензитивные периоды детства и обеспечивать максимальное соответствие содержания обучения потребностям и возможностям развития. Так, если в младшем дошкольном возрасте умственно Отсталых детей начать учить играть, то это приводит к существенной перестройке их психического и личностного развития в лучшую сторону. Если же эту работу начинать в старшем дошкольном возрасте, то такого эффекта она уже не дает. Так же дело обстоит и с другими видами деятельности, в том числе и с конструированием. Специальное обучение конст­руированию в дошкольном возрасте способствует психическому раз­витию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка.

Чем же ценно конструирование в общеразвивающем и коррекционном смысле, почему в специальных дошкольных учрежде­ниях ему отводится такое существенное место?

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. За­нятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Конструирование имеет значение прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у пего представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т. с. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе вое-. принимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо воз­растает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем — как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые су­щественные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т. д.

При решении этих проблем у умственно отсталого ребенка складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о пере­мещениях, приводящих к изменению расположения. Он учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников с нарушением интеллекта возникает потреб­ность в ориентировке на форму и величину предметов, т. е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей во вспомогательной школе, в частности овладение ими математикой, географией, а также другими дисциплинами, требующими умения ориентироваться в пространстве.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., умственно отсталый ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употреб­ления.

Нельзя не отметить также положительного влияния конструи­рования на овладение общетрудовыми умениями, на. развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Умственно отсталые дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения (что у них чрезвычайно затруднено), выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приемами выполнения. Трудовое воспитание, которое получают умственно отсталые дошкольники на занятиях конст­руированием, способствует и их нравственному воспитанию.

Все это свидетельствует об огромных потенциальных разви­вающих возможностях, которые содержатся в этой деятельности. Кроме того, в процессе целенаправленного обучения конструиро­ванию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушением интеллекта в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их даль­нейшее обучение в школе.

В настоящее время определено содержание работы по' фор­мированию конструктивной деятельности у умственно отсталых детей дошкольного возраста в специальных дошкольных учреждениях, разработаны программные требования к обучению, что нашло отра­жение в программе воспитания и обучения дошкольников данной категории.

Однако, несмотря на имеющуюся программу, работа по обучению конструированию сопряжена со значительными трудностями. Эти трудности связаны не только с низкими интеллектуальными, двигательными и другими возможностями умственно отсталых детей, особенно на начальных этапах обучения, но и с отсутствием ме­тодической литературы по этой проблеме для педагогов. Педагоги вынуждены сами искать пути реализации программных задач и требований, что придает педагогическому процессу хаотичный, стихийный характер.

Некоторые трудности, в организации обучения конструированию объясняются также и тем, что содержание работы по разделу «Конструирование» программы воспитания умственно отсталых детей несколько отличается от содержания аналогичного раздела прог­раммы дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа пред­усматривает работу с бумагой, природным материалом, пласти­лином и пр. в русле раздела «Конструирование». В программе специальных дошкольных учреждениях эти виды работы вынесены в особый раздел «Ручной труд», а в разделе «Конструирование» пред­ставлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом.

Для усиления коррекционной направленности обучения прог­рамма по конструированию дополнена специальными заданиями, способствующими формированию у умственно отсталых детей пред­ставлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек, разрезных картинок). Для образования устойчивой связи в представлении умственно отсталого ребенка между реальным предметом и его плоскостным изображением вве­дены задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроиз­ведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате по подражанию, образцу и несложной словесной инструкции.

Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей в процессе обучения конст­руированию. Введены специальные игры-упражнения, способст­вующие формированию у детей умения воспринимать форму, ве­личину, пространственное расположение; выделен оригинальный вид упражнений — непредметное конструирование, в ходе которого появляется возможность специального формирования сенсорных процессов, имеющих большое значение для осуществления более сложной деятельности.

В предлагаемом пособии дается объяснение каждого вида работы, раскрывается комплексность подхода к решению задач сенсорного, умственного, трудового, речевого развития детей средст­вами конструирования, показана взаимосвязь раздела «Конструи­рование» с другими разделами программы, прежде всего с такими, как «Игра», «Изобразительная деятельность», «Развитие речи», «Труд», «Формирование элементарных математических представ­лений».

В основу педагогических рекомендаций положен деятельностный принцип. Он заключается в том, что обучение умственно отсталых детей направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-техниче­ской ее сторон.

Данное пособие адресовано воспитателям, учителям-дефектологам, методистам и заведующим специальными детскими садами, которые осуществляют руководство и обеспечивают коррекционно-воспитательный.процесс в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей.

Автор выражает признательность заведующей специальным детским садом № 83 г. Москвы А. А. Поляковой, учителю-дефектологу этого же дошкольного учреждения Н. В. Сорокиной, учителЯм-дефектологам специального детского сада № 22 г. Барнаула Г. С. Анипир и Н. М. Дорониной за помощь в подготовке прак­тического материала, использованного в книге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: