Кейс-стади «Публичные правоотношения» (2часа)

Цель занятия – приобретение студентами навыков поведения в определенных, конфликтных отношениях. Занятие построено на анализе конкретных правовых ситуаций из публично-правовой сферы, связанных с исполнением гражданином своих юридических обязанностей в экологической, налоговой сфере, в сфере охраны и защиты правопорядка, в области образования и здравоохранения, а также реализацией прав по обжалованию действий и решений государственных и муниципальных должностных лиц и органов.

Студенты работают в микрогруппах, совместно разбирают выбранную ими ситуацию, рассматривают различные варианты ее разрешения. Для обоснования своих выводов используют соответствующие правовые акты, поиск которых студенты проводят самостоятельно в правовой информационной базе.

За время проведения кейс-стади группа должна разобрать не менее 10-12 ситуаций, с обсуждением верных и неверных ответов. В начале занятия каждая пара студентов получает «свою ситуацию» и готовит ее решение в течение 10 минут. При подготовке используется правовая база. На представление каждой ситуации с указанием варианта ее разрешения отводится 5-7 минут. Представление ситуации возможно в ролевой форме.

Разбор ситуации начать с определения ее вида, выяснить о каких отношениях идет речь. Целесообразно первоначально выделить структуру правоотношения, определить субъектов, объект правоотношения, указать права и обязанности каждого субъекта в этом правоотношении. Выделенный студентами объект, поможет в определении вида правоотношения: административное (охранительное или регулятивное), муниципальное, экологическое, налоговое и т.д. Вторым шагом в исследовании ситуации должно стать определение субъекта, обладающего властными полномочиями; необходимо определить характер и содержание этих полномочий (например, государственно-властные либо муниципально-властные полномочия; полномочия регулятивного либо охранительного характера). Необходимо помнить, что отношение только тогда будет публичным, если субъект, обладающий государственно-властными (или муниципальными) полномочиями вступает в это правоотношение именно с целью реализации своих властных полномочий.

После установления содержания правоотношения необходимо произвести поиск правового акта по параметрам «Вид документа» (указать его правовую форму) и «Текст документа» (указать ключевые слова правоотношения). В предложенном перечне правовых актов выбрать необходимый, открыть его и найти статьи, регулирующие данные отношения. На основании этого правового акта предложить вариант разрешения конфликтной ситуации, с указанием статей правового акта.

Преподаватель оценивает ответы студентов по ситуации, выставляя одинаковые баллы каждому из студентов, работающему в микрогруппе.

Перечень ситуаций.

СИТУАЦИЯ № 1
Самойлов на угнанном им автомобиле был задержан работниками милиции 31октября 2006 года в 3 часа 20 минут, по подозрению в совершении преступления, после того, как не остановился на требование сотрудников ГИБДД и пытался от них скрыться. После доставления Самойлова в РОВД, в 9часов 30 минут им было написано заявление о явке с повинной в совершении угона автомобиля и нанесении повреждений ее владельцу. Уголовное дело было возбуждено в этот же день в 11 часов 15 минут. При допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого Самойлов признал свою вину в нанесении ножевого ранения потерпевшему и в неправомерном завладении автомобилем. Можно ли рассматривать данное обстоятельство как сообщение о преступлении, сделанное добровольно? Что является поводом для возбуждения данного уголовного дела?
СИТУАЦИЯ № 2
В ходе проверки выполнения требований Закона «О защите прав потребителя» установлено, что продавец ООО «Стимул» осуществлял розничную продажу товара без соответствующих сертификатов соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющих безопасность товара. Со слов продавца следует, что данные сертификаты закончились, а дополнительно не получены. Сам товар сертифицирован при производстве и является безопасным. По факту выявленного нарушения возбуждено административное производство по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ. Однако представитель ООО «Стимул» обратился с заявлением, в котором указал, что отсутствие сертификата должно квалифицироваться по ч.2 ст.19.19 КоАП, в этом же случае, товар сертифицирован, т.к. прошел контроль качества при производстве. Дайте правовую квалификацию действий продавца. Подлежит ли продавец ответственности, если да, то за какое правонарушение? Нормативные акты:
СИТУАЦИЯ № 3
Судом первой инстанции Шемякин осужден по п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ (убийство совершенное группой лиц по предварительному сговору). Суд кассационной инстанции отменил приговор, а уголовное преследование в отношении Шемякина прекратил за непричастностью его к совершению преступления. Шемякин находился под стражей с марта 2002 года по март 2003 года. При рассмотрении в суде вопроса о компенсации вреда, причиненного Шемякину в результате незаконного уголовного преследования, представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Волгоградской области, просил в компенсации отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.2 ст.1070 ГК РФ предусмотрен особый порядок возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия, в том числе при вынесении незаконного приговора: вред возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, т.е. право на возмещение вреда возникает лишь при виновном поведении судьи, установленном вступившим в законную силу приговором суда. Сформулируйте цели уголовного судопроизводства. Предусмотрен ли в УПК РФ механизм компенсации вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием? Как положения ст.ст.133-135 УПК РФ согласуются с положениями ст.1070 ГК РФ? Нормативные акты:
СИТУАЦИЯ № 4
Поздно вечером 18 сентября 2007 г. в квартиру Жукова постучали сотрудники милиции и пригласили Жукова в качестве понятого в соседнюю квартиру, для присутствия при осмотре места происшествия. Жуков отказался со ссылкой на то, что утром у него важные дела и ему необходимо выспаться. Сотрудники милиции отказались покидать квартиру Жукова и пригрозили, что в случае отказа к Жукову будут применены меры принуждения, обеспечивающие его присутствие при осмотре, и наложено денежное взыскание. Кто может быть понятым при производстве процессуальных действий? Законны ли требования сотрудников милиции? Вправе ли гражданин отказаться от участия в качестве понятого при отсутствии уважительных причин? Нормативные акты: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ст.ст.60, 111, 176, 177
СИТУАЦИЯ № 5
Сотрудники ДПС остановили автомашину и попросили водителя Морозова и пассажиров Агеева и Старостину выйти из машины и предъявить документы для проверки. После удостоверения личности, сотрудники ДПС потребовали от Морозова открыть багажник для осмотра, а также осмотрели салон внутри автомашины. Свои действия они объяснили тем, что водитель Морозов, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, и превысил допустимую скорость. Не обнаружив ничего запрещенного, сотрудники ДПС отпустили автомашину. Вправе ли сотрудники ДПС требовать предоставления документов от пассажиров? Вправе ли сотрудники ДПС, при нарушении водителем ПДД, подвергать осмотру автомобиль? В каких случаях допускается проверка документов и осмотр автомашины? Как надлежит поступить в случае незаконных требований сотрудников милиции?
СИТУАЦИЯ № 6
Приговором суда Смирнов признан виновным по ч. 3 ст.131 УК РФ и осужден к тринадцати годам лишения свободы. Он признан виновным в изнасиловании несовершеннолетней падчерицы, усыновленной им 5 лет назад. По данному приговору Смирнов также лишен родительских прав на основании предъявленного прокурором гражданского иска. Дайте понятие гражданского иска в уголовном деле. Кто имеет права предъявлять требования о лишении родительских прав? Оцените законность, обоснованность и справедливость приговора в отношении Смирнова.
СИТУАЦИЯ № 7
В семье Налимовых трое несовершеннолетних детей. Родители алкоголики не заботились о воспитании и содержании своих детей и соседи обратились в суд с иском о лишении супругов Налимовых родительских прав. Суд отказал в принятии заявления, сославшись на нарушение порядка подачи заявления. Определите порядок лишения родительских прав? Кто вправе инициировать это производство? Какова судьба детей, родители которых лишены родительских прав? Обязаны ли родители, лишенные родительских прав содержать своих детей? Появляется ли в будущем у таких родителей право на содержание от своих детей?
СИТУАЦИЯ № 8
Гражданин Аскеров, находящейся в средней степени опьянения, шел по улице со своим родственником, не нарушая общественного порядка. Недалеко от дома, они были остановлены сотрудниками милиции, которые установив факт нахождения Аскерова в состоянии опьянения, вызвали дежурную машину, и несмотря на протесты родственника, увезли Аскерова в медвытрезвитель. Законны ли действия сотрудников милиции? Каков порядок помещения лиц в медвытрезвитель? Определите порядок защиты прав Аскерова?
СИТУАЦИЯ № 9
При задержании подозреваемого Махмудова были разъяснены все процессуальные права, в том числе право пользоваться родным языком и право на помощь защитника. Махмудов заявил ходатайство о приглашении в качестве защитника адвоката Садыкова, а от услуг переводчика отказался, пояснив, что хорошо владеет русским языком. Перед допросом подозреваемого Махмудова, защитником Садыковым заявлено ходатайство о приглашении переводчика, так как сам адвокат Садыков недостаточно владеет языком судопроизводства и нуждается в помощи переводчика. Следователь отказал защитнику в предоставлении переводчика и отстранил его от участия в деле. Определите моменты допуска защитника к участию в уголовном деле Кто имеет право быть защитником? Могут ли родственники осужденного быть допущены в к участию в деле в качестве защитника? Правильно ли поступил следователь? Вправе ли защитник требовать предоставления ему переводчика?
СИТУАЦИЯ № 10
Несовершеннолетняя Серова явилась в Центральный ОВД г. Набережные Челны, где прокурором-криминалистом был составлен протокол ее явки с повинной, о совершении преступления предусмотренного п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ. Однако в тот же день, при допросе ее в качестве подозреваемой, Серова пояснила, что обстоятельства, о которых она сообщила при явке с повинной ею надуманны. От дальнейших показаний, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, она отказалась. При повторном допросе в качестве подозреваемой с участником защитника, она подтвердила факт совершения ею убийства Петрова. При проверке показаний на месте преступления она подтвердила свои показания, указав, где и как совершила убийство. После совершения этих действий, к участию в деле в качестве законного представителя была допущена мать Серовой. При этом в постановлении мать написала «Считаю, что допущена чрезмерно поздно. О допуске к следствию с первых дней задержания моей дочери неоднократно просила и я, и моя дочь». В судебном заседании подсудимая Серова от своих показаний отказалась, пояснив, что не убивала потерпевшего, а показания дала под давлением работников милиции. Что является явкой с повинной? Имеет ли она права на основании ст.51 Конституции РФ отказаться от дальнейших показаний? Что относится к доказательствам по делу в соответствии с УПК? Являются ли доказательства, полученные в ходе досудебного производства по делу, без участия законного представителя допустимыми?

Практическое занятие № 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: