Для этой цели в зале можно иметь несколько очень ярких (необычной окраски), привлекательных для детей предметов (мячей, скакалок, обручей), чтобы ребенок, получивший задание на дом, не воспринимал это как наказание.
Устное задание, связанное с формированием знаний в области физической культуры (название видов спорта, истории олимпийских медалей и т. д.), целесообразно давать всем детям. Однако следует предусмотреть время на обсуждение домашнего задания, когда оно будет выполнено детьми.
В уголок для родителей вносятся рекомендации по проведению утренней гимнастики, подвижных игр в выходные дни, разучиванию комплексов корригирующих упражнений, сведения о том, какой необходимый физкультурный инвентарь для индивидуальных занятий и игр необходимо иметь дома. Конкретные задания могут быть даны родителям на родительских собраниях.
Домашним заданием являются рекомендации по совместным занятиям родителей с детьми теми физическими упражнениями, которые не могут быть освоены в дошкольном учреждении в силу
|
|
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
ряда причин (катание на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание и т.д.).
3.6. Дополнительные занятия физическими упражнениями
Дополнительные занятия физическими упражнениями отличаются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе. Относительность связана с тем, что в дошкольном возрасте ныбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребенка. По всем остальным требованиям дополнительные занятия физическими упражнениями идентичны обязательным занятиям: систематичность, квалифицированное педагогическое руководство, наличие программы.
При определении места дополнительных занятий в физической культуре дошкольников они могут быть отнесены к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, так как вне рамок обязательных занятий решают задачи повышения уровня физической подготовленности и укреплении здоровья детей. Как отмеча-иось выше, виды занятий, которые относятся к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, во многих странах обозначаются термином фитнес.
То есть дополнительные занятия физическими упражнениями дошкольников относятся к детскому фитнесу.
Следует отметить, что если для взрослых занятия фитнесом решают в первую очередь задачи поддержания физической формы, то идя детей — это возможность поиска наиболее привлекательной дпигательной деятельности, возможность построения того образа жизни, который поможет им успешно реализоваться в будущем. Общей и для взрослых, и для детей является задача повышения объема днигательной активности, то есть борьба с гиподинамией.
|
|
Занятия детским фитнесом может быть организованы где угодно, однако требования систематичности, квалифицированного педагогического руководства и программного обеспечения в полной мере реализуются именно в дошкольном учреждении.
Наиболее распространенная форма организации дополнительных занятий физическими упражнениями в дошкольном учреждении —- это физкультурные секции. Исходя из условий и количества истей, желающих заниматься, выбирается один из вариантов орга-низации секции: для каждой группы в отдельности, для всех детей
I
Методические основы физической культуры дошкольников
старшего дошкольного возраста, для отстающих в усвоении программного материала, отдельно для девочек и мальчиков. Внутри секции выделяются группы по 10—15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 30—35 мин.
Следует отметить, что содержание занятий может быть любым: плавание, лыжи, коньки, гимнастика и т. п. Однако в современных условиях, когда не во всех дошкольных учреждениях есть специалисты по физической культуре (предусмотренных программой), организация дополнительных занятий физическими упражнениями возможна, как правило, на платной основе. В данной ситуации преимущество имеют виды занятий, наиболее востребованные родителями. А это те виды, которые пропагандируются средствами массовой информации, внедряются на занятиях для взрослых в фитнес-клубах.
В то же время не все существующие сегодня фитнес-технологии и разработанные на их основе фитнес-программы могут использоваться на занятиях с детьми дошкольного возраста. Чтобы решить эту проблему, дошкольное учреждение должно пойти навстречу родителям, но организовать занятия, которые не только будут привлекательны для родителей, но и действительно полезны для их детей.
Дополнительные занятия для детей старшего дошкольного возраста
В последние годы наибольшей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются занятия ритмической гимнастикой, игровым стретчингом, фитболом.
Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы). Ритмическая гимнастика имеет богатое историческое наследие, она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее важнейших компонента: собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в XVIII—XIX вв. Родоначальником направления можно считать француза Франсуа Дельсарта — музыканта, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики — соединения элементов гимнастики с музыкаль-
I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
иым ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы организма человека.
Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого напряжения. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.
|
|
Современная ритмическая гимнастика — это самостоятельный и ид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделить отдельные этапы.
Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятии задач.
Длительность комплекса определяется прежде всего в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% — для основной и 10% — для заключительной.
Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса — количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.
Далее определяются количество и направленность упражнений. Для этого необходимо разделить время основной части комплекса (за вычетом длительности «пиковой» нагрузки) на среднюю длительность одного упражнения. Для детей дошкольного возраста она составляет около 30 сек.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие основные положения:
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
|
|
Окончание табл. 23 Преимущественная направленность упражнений |
|5 — ноги; 6 — общего воздействия, |7 — брюшной пресс; 8 — ноги; 9 — общего I воздействия 1 — на гибкость; 2 — на расслабле ние; 3 — дыхательные |
,27 упражнений |
• упражнения должны соответствовать возрасту и физической
подготовленности занимающихся;
• упражнения должны разносторонне воздействовать на организм
занимающихся;
• нагрузка должна возрастать постепенно;
• упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны
чередоваться с более легкими упражнениями.
Последовательность упражнений, выполняемых в основной части
комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног (табл. 23).
Таблица 23
Структура комплекса ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста (длительность 20 мин)
Части комплекса | Длительность | Количество упражнений | Преимущественная направленность упражнений |
Подготовительная часть | 4 мин | 6 упражнений | 1 — на осанку; 2 — типа ходьбы на месте; 3 — танцевальные шаги; 4—6 — общего воздействия |
Основная часть (упражнения из исходного положения стоя) | 6 мин | 9 упражнений | 1 — для мышц шеи; 2—3 — для рук и плечевого пояса; 4—6 — для туловища; 7—9 — для ног |
Основная часть («пиковая нагрузка») | 2 мин | Разнообразные виды бега и прыжков | |
Основная часть (упражнения из исходных положений сидя и лежа) | 6 мин | 9 упражнений | 1 — руки; 2 — туловище; 3 — таз; 4 — брюшной пресс; |
Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, -нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе мышц брюшного пресса.
Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет заня-гие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умелым варьированием — в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом детей.
Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование дня начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.
Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастике как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).
В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей снижается.
Следует помнить о том, что частое выполнение одних и тех же упражнений быстро надоедает детям. Для поддержания у детей интереса упражнения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменяя амплитуду. Значительно повысить их интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражнения, можно использовать имитацию поз и движений различных животных.
Стретчинг. В основе методики стретчинга лежат древние системы оздоровительных гимнастик Индии и Китая. В наши дни впервые подобные упражнения использовали американские врачи Бобат и Кабаш для разработки посттравматической реабилитации опорно-двигательного аппарата. В начале 80-х гг. данная методика нашла применение в спорте благодаря работам шведских и американских специалистов. Тогда же возникло ее название — «стретчинг», что в переводе означает «растягивание».
Методика стретчинга состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время. Такие упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой, что увеличивает подвижность суставов и развивает чувство владения своим телом.
При организации занятий стретчингом педагогу необходимо помнить, что движения, выполняемые в стретчинге, не являются основными, такими как ходьба и бег, поэтому на начальном этапе необходимо обучение технике выполнения упражнений. В основном это касается поз, принятие которых требует от ребенка высокого уровня развития координационных способностей, а также техники правильного дыхания во время выполнения упражнений. Перед началом выполнения комплекса стретчинга с детьми дошкольного возраста следует научить их правильному дыханию, которое обеспечит большую эффективность упражнений. Правильно поставленное дыхание (в стретчинге — глубокое, ритмичное дыхание животом) поможет детям быстрее расслабиться и сконцентрировать свое внимание на элементах техники, а также увеличит кровообращение и поступление питательных веществ (кальция, магния) в мышечные ткани.
Характерными ошибками при выполнении упражнений стретчинга детьми дошкольного возраста являются задержка дыхания и натуживание, что способствует повышению ЧСС и артериального давления, нарушению ритма дыхания и приводит к неэффективности как отдельных упражнений, так и занятия в целом. Поэтому для устранения этих ошибок рекомендуется проводить комплексы специальных подготовительных упражнений. Также этому процессу будут способствовать дыхательная и релаксационная гимнастики.
Для гармоничного развития дошкольника необходимо использовать симметричные упражнения стретчинга: растягивать левую и правую, переднюю и заднюю стороны той или иной области.
Методические основы физической культуры дошкольников
В методике стретчинга все движения выполняются активно самими занимающимися, что позволяет сочетать статическую и динамическую (иногда изометрическую) нагрузки. Подобное сочетание способствует укреплению суставно-связочного и мышечного аппаратов.
Неокрепшему организму ребенка очень легко навредить, поэтому при выборе упражнений должны быть учтены все требования по безопасности их выполнения детьми данной возрастной категории. Поэтому в комплекс не должны включаться движения и позы, которые потенциально могут нанести вред детскому организму. Так, например, рекомендовано исключить все позы, в которых осуществляются упоры на коленях. Кроме того, необходимо исключить упражнения, требующие максимальной амплитуды движения в суставе, приближающейся к анатомическому пределу.
При составлении комплекса стретчинга специалист по физической культуре должен учитывать следующее:
1. Прежде чем включать упражнение в тренировочную програм
му, следует убедиться в возможности правильного и безопасного его
выполнения ребенком.
2. Необходимо знать, какую конкретно группу мышц растягивает
данное упражнение.
3. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сход
ные группы мышц.
Перед занятием стретчингом следует провести разминку, в ходе которой будет обеспечен разогрев мышц для предстоящей работы. Оптимальный пульс ребенка в конце разминки должен составлять 140—150 уд/мин. Упражнения в разминке могут быть разнообразными, главное, чтобы их интенсивность не была высокой. Это имеет значение, так как упражнения стретчинга не предусматривают больших энергозатрат и активизации деятельности сердечно-сосудистой системы, ЧСС повышается в среднем на 40—50 уд/мин.
На первом этапе важной задачей для педагога является создание «мышечного образа» движения у занимающихся, обогащение двигательного опыта детей. Этому будут способствовать: идеальный показ упражнения, индивидуальный подход в обучении, создание положительной эмоциональной обстановки на занятии. Необходимо отметить, что уровень развития гибкости у каждого ребенка разный, поэтому амплитуда исходного положения будет носить индивидуальный характер. При принятии позы острые болевые ощущения должны отсутствовать!
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
Задачей второго этапа является обучение детей правильному дыханию во время удержания позы. Упражнения дыхательной гимнастики помогут ребенку быстрее овладеть правильной техникой выполнения стретчинга. Для этого предлагается обучить детей диа-фрагмальному дыханию. Также во время удержания позы рекомендуется осуществлять акцентированное дыхание (этому будет способствовать дыхательное упражнение «надуй воздушный шарик»). Дыхание должно быть глубоким и ритмичным, что отвечает требованиям стретчинга.
В методике стретчинга упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы во время их выполнения грудная клетка не испытывала сдавливающего воздействия.
Задачей третьего этапа является обучение детей приемам ослабления стретч-рефлекса, совершенствование произвольного напряжения и расслабления мышц.
В возрасте 5—6 лет ребенок уже может произвольно напрягать отдельные мышцы. Для совершенствования этого умения необходимо включать в занятия упражнения с активным сгибанием, разгибанием частей тела с кратковременной (3—5 сек) фиксацией конечного положения. Все движения выполняются детьми за счет собственных мышечных усилий, что в свою очередь является видом силовой тренировки. Степень воздействия на мышцу так же контролируется самим ребенком, что исключает возможность получения травмы. Таким образом, происходит оптимальное сочетание в ходе выполнения упражнений растягивающего воздействия на одни мышцы и статического напряжения других.
Параметры компонентов нагрузки при выполнении упражнений стретчинга для детей дошкольного возраста рекомендуются следующие: время удержания статической позы — 10—15 сек, количество повторений 3—4 раза.
Периоды отдыха (5—10 сек) между повторениями заполняются упражнениями малой интенсивности с преимущественным вовлечением в работу мышц-антагонистов (если растягивающему воздействию подвергались разгибатели бедра, то в период отдыха работают сгибатели). Это позволит, во-первых, снизить психическую нагрузку от монотонной работы, во-вторых, задействует физиологические процессы, ослабляющие стретч-рефлекс, в-третьих, будет сочетать гтатическую и динамическую работу мышц.
При выполнении детьми упражнений стретчинга необходимо с недить, чтобы они соблюдали следующие правила:
Методические основы физической культуры дошкольников
1. При положении сустава в крайнем разомкнутом, согнутом,
отведенно-приведенном и т.д. не покачиваться. Растягивать связки
и мышцы только за счет статического давления, находясь в непо
движном состоянии.
2. При выполнении упражнений ребенок не должен пытаться
копировать движения более гибкого товарища. Все движения долж
ны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности
сустава. Во время выполнения упражнения дышать следует спокой
но и ритмично.
3. Необходимо прекратить упражнение сразу при появлении
сильных болевых ощущений. Дрожание в теле или растягиваемой
конечности также является симптомом слишком сильной нагрузки
на сустав. В этих случаях следует принять расслабляющую стойку.
На начальном этапе занятий следует применять упражнения стретчинга, которые выполняются в полностью расслабленных стойках, вызывающих приятные ощущения.
Для детей дошкольного возраста приоритетным видом деятельности является игровая. В связи с этим упражнения или движения в периоды отдыха могут носить образный характер. Это снимет пси-хо-эмоциональную нагрузку от медленной и монотонной работы в стретч инге.
В игровом стретчинге, который используется в дошкольных учреждениях, на каждом занятии организуется сюжетно-ролевая игра в виде сказочных путешествий. Сюжет игры строится так, чтобы была равномерная нагрузка на все группы мышц ребенка. Упражнения выполняются под музыку.
Фитбол. Фитбол — в переводе с английского означает «мяч, служащий для оздоровительных целей».
В культуре любого народа мяч используется с древнейших времен для развлечений. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мячи большого диаметра — фитболы — появились у нас сравнительно недавно, хотя для лечебных целей они стали использоваться с середины 50-х гг. прошлого века. В 1955 г. врач-физиотерапевт Сюзанн Кляйн-Фогельбах в Базеле (Швейцария) применила фитбол на занятиях с больными детским церебральным параличом. С 1989 г. американский врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер стала использовать фитболы для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. Методика фитбола охватывает все воз-
I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
можные аспекты использования мячей в соответствии с принятой но всем мире системой оздоровительных тренировок (фитнес).
Особую привлекательность вызывают занятия на фитболах у нетей. Главная цель таких упражнений — укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Физиологический механизм действия при занятиях на фитболе связан с тем, что состояние позвоночного столба, как основы тела человека, влияет на состояние здоровья людей разного возраста и особенно детей, а упражнения определенным образом помогают в профилактике его заболеваний.
Мяч в фитбол-гимнастике выбирается таким образом, чтобы при посадке голень и бедро образовывали угол в 90°. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки коленного сустава, особенно при выполнении упражнений в положении «сидя на мяче».
Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Такое положение отвечает требованиям сохранения правильной осанки — устойчивости и симметричности. Таким образом, упражнения на фитболах являются средством коррекции различных нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
При выполнении упражнений на фитболах, чтобы сохранить устойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпадать с центром мяча.