Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 4 страница

Для этой цели в зале можно иметь несколько очень ярких (не­обычной окраски), привлекательных для детей предметов (мячей, скакалок, обручей), чтобы ребенок, получивший задание на дом, не воспринимал это как наказание.

Устное задание, связанное с формированием знаний в области физической культуры (название видов спорта, истории олимпийских медалей и т. д.), целесообразно давать всем детям. Однако следует предусмотреть время на обсуждение домашнего задания, когда оно будет выполнено детьми.

В уголок для родителей вносятся рекомендации по проведению утренней гимнастики, подвижных игр в выходные дни, разучиванию комплексов корригирующих упражнений, сведения о том, какой необходимый физкультурный инвентарь для индивидуальных заня­тий и игр необходимо иметь дома. Конкретные задания могут быть даны родителям на родительских собраниях.

Домашним заданием являются рекомендации по совместным занятиям родителей с детьми теми физическими упражнениями, которые не могут быть освоены в дошкольном учреждении в силу


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

ряда причин (катание на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание и т.д.).

3.6. Дополнительные занятия физическими упражнениями

Дополнительные занятия физическими упражнениями отлича­ются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе. Относительность связана с тем, что в дошкольном возрасте ныбор занятий осуществляют родители, исходя из интересов и склонностей ребенка. По всем остальным требованиям дополнитель­ные занятия физическими упражнениями идентичны обязательным занятиям: систематичность, квалифицированное педагогическое ру­ководство, наличие программы.

При определении места дополнительных занятий в физической культуре дошкольников они могут быть отнесены к пролонгирован­ной разновидности базовой физической культуры, так как вне рамок обязательных занятий решают задачи повышения уровня физиче­ской подготовленности и укреплении здоровья детей. Как отмеча-иось выше, виды занятий, которые относятся к пролонгированной разновидности базовой физической культуры, во многих странах обозначаются термином фитнес.

То есть дополнительные занятия физическими упражнениями дошкольников относятся к детскому фитнесу.

Следует отметить, что если для взрослых занятия фитнесом ре­шают в первую очередь задачи поддержания физической формы, то идя детей — это возможность поиска наиболее привлекательной дпигательной деятельности, возможность построения того образа жизни, который поможет им успешно реализоваться в будущем. Об­щей и для взрослых, и для детей является задача повышения объема днигательной активности, то есть борьба с гиподинамией.

Занятия детским фитнесом может быть организованы где угод­но, однако требования систематичности, квалифицированного педа­гогического руководства и программного обеспечения в полной мере реализуются именно в дошкольном учреждении.

Наиболее распространенная форма организации дополнитель­ных занятий физическими упражнениями в дошкольном учрежде­нии —- это физкультурные секции. Исходя из условий и количества истей, желающих заниматься, выбирается один из вариантов орга-низации секции: для каждой группы в отдельности, для всех детей



I


Методические основы физической культуры дошкольников

старшего дошкольного возраста, для отстающих в усвоении про­граммного материала, отдельно для девочек и мальчиков. Внутри секции выделяются группы по 10—15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 30—35 мин.

Следует отметить, что содержание занятий может быть любым: плавание, лыжи, коньки, гимнастика и т. п. Однако в современных условиях, когда не во всех дошкольных учреждениях есть специали­сты по физической культуре (предусмотренных программой), органи­зация дополнительных занятий физическими упражнениями возмож­на, как правило, на платной основе. В данной ситуации преимущест­во имеют виды занятий, наиболее востребованные родителями. А это те виды, которые пропагандируются средствами массовой информа­ции, внедряются на занятиях для взрослых в фитнес-клубах.

В то же время не все существующие сегодня фитнес-технологии и разработанные на их основе фитнес-программы могут использо­ваться на занятиях с детьми дошкольного возраста. Чтобы решить эту проблему, дошкольное учреждение должно пойти навстречу ро­дителям, но организовать занятия, которые не только будут привле­кательны для родителей, но и действительно полезны для их детей.

Дополнительные занятия для детей старшего дошкольного возраста

В последние годы наибольшей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются занятия ритмической гимнастикой, игро­вым стретчингом, фитболом.

Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика — традици­онный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленно­сти, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнасти­ка представляет собой систему гимнастических упражнений, вклю­чающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элемен­ты). Ритмическая гимнастика имеет богатое историческое наследие, она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее важнейших компонента: собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнас­тика появилась в XVIII—XIX вв. Родоначальником направления можно считать француза Франсуа Дельсарта — музыканта, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной ритмиче­ской гимнастики — соединения элементов гимнастики с музыкаль-



I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

иым ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы организма человека.

Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную по­требность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого напряжения. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собран­ность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.

Современная ритмическая гимнастика — это самостоятельный и ид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнас­тики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздейство­вать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделить отдельные этапы.

Подготовительный этап предназначен для всей предваритель­ной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможно­стей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуаль­ных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получе­ния исходной информации необходимо составить серии упражне­ний, которые обеспечат решение поставленных в занятии задач.

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответст­вии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% — для основной и 10% — для заключительной.

Необходимо конкретизировать содержание основной части ком­плекса — количество серий бега и прыжков, их длительность, соот­ношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

Далее определяются количество и направленность упражнений. Для этого необходимо разделить время основной части комплекса (за вычетом длительности «пиковой» нагрузки) на среднюю длитель­ность одного упражнения. Для детей дошкольного возраста она со­ставляет около 30 сек.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие основные положения:





Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



                                   
   
     
   
 
 
 
   
       
 
 
   
 
   
 
       


Окончание табл. 23 Преимущественная направленность упражнений

|5 — ноги; 6 — общего воздействия, |7 — брюшной пресс; 8 — ноги; 9 — общего I воздействия 1 — на гибкость; 2 — на расслабле­ ние; 3 — дыхательные

,27 упражнений

• упражнения должны соответствовать возрасту и физической
подготовленности занимающихся;

• упражнения должны разносторонне воздействовать на организм
занимающихся;

• нагрузка должна возрастать постепенно;

• упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны
чередоваться с более легкими упражнениями.
Последовательность упражнений, выполняемых в основной части

комплекса, определяется их направленностью на проработку различ­ных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зареко­мендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног (табл. 23).

Таблица 23

Структура комплекса ритмической гимнастики для детей дошколь­ного возраста (длительность 20 мин)

Части комплекса Длительность Количество упражнений Преимущественная направленность упражнений
Подготовитель­ная часть 4 мин 6 упражнений 1 — на осанку; 2 — типа ходьбы на месте; 3 — танцевальные шаги; 4—6 — общего воздействия
Основная часть (упражнения из исходного поло­жения стоя) 6 мин 9 упражнений 1 — для мышц шеи; 2—3 — для рук и плечевого пояса; 4—6 — для туловища; 7—9 — для ног
Основная часть («пиковая нагрузка») 2 мин   Разнообразные виды бега и прыжков
Основная часть (упражнения из исходных поло­жений сидя и лежа) 6 мин 9 упражнений 1 — руки; 2 — туловище; 3 — таз; 4 — брюшной пресс;

Последовательность упражнений, выполняемых из исходных по­ложений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, пере­ходя от одного упражнения к другому, -нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необ­ходимо уделить работе мышц брюшного пресса.

Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно про­граммирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощ­ника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет заня-гие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положи­тельному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важней­шее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспечиваются подбором соответствующих про­изведений и их умелым варьированием — в соответствии с возраст­ными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом детей.

Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требо­вания к исполнению упражнений, прослушиваются записи акком­панемента, оговариваются определенные важные моменты выполне­ния упражнений и организации занятия.





Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Ус­пешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь транс­формировать общие положения ритмической гимнастики по отноше­нию к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне доста­точным последовательное изучение каждого такта упражнения, ис­пользование дня начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Эффективное воздействие упражнений на детский организм воз­можно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастике как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания пра­вильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предва­рительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознаком­ление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия уп­ражнений на функциональные системы детей снижается.

Следует помнить о том, что частое выполнение одних и тех же упражнений быстро надоедает детям. Для поддержания у детей инте­реса упражнения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя всевозможные дополне­ния, ускорения и замедления темпа, изменяя амплитуду. Значительно повысить их интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражне­ния, можно использовать имитацию поз и движений различных жи­вотных.


Стретчинг. В основе методики стретчинга лежат древние сис­темы оздоровительных гимнастик Индии и Китая. В наши дни впер­вые подобные упражнения использовали американские врачи Бобат и Кабаш для разработки посттравматической реабилитации опорно-двигательного аппарата. В начале 80-х гг. данная методика нашла применение в спорте благодаря работам шведских и американских специалистов. Тогда же возникло ее название — «стретчинг», что в переводе означает «растягивание».

Методика стретчинга состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время. Такие упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Все движения должны выполняться в медлен­ном темпе с большой амплитудой, что увеличивает подвижность суставов и развивает чувство владения своим телом.

При организации занятий стретчингом педагогу необходимо по­мнить, что движения, выполняемые в стретчинге, не являются основ­ными, такими как ходьба и бег, поэтому на начальном этапе необхо­димо обучение технике выполнения упражнений. В основном это ка­сается поз, принятие которых требует от ребенка высокого уровня развития координационных способностей, а также техники правиль­ного дыхания во время выполнения упражнений. Перед началом вы­полнения комплекса стретчинга с детьми дошкольного возраста сле­дует научить их правильному дыханию, которое обеспечит большую эффективность упражнений. Правильно поставленное дыхание (в стретчинге — глубокое, ритмичное дыхание животом) поможет детям быстрее расслабиться и сконцентрировать свое внимание на элементах техники, а также увеличит кровообращение и поступление питательных веществ (кальция, магния) в мышечные ткани.

Характерными ошибками при выполнении упражнений стрет­чинга детьми дошкольного возраста являются задержка дыхания и натуживание, что способствует повышению ЧСС и артериального давления, нарушению ритма дыхания и приводит к неэффективно­сти как отдельных упражнений, так и занятия в целом. Поэтому для устранения этих ошибок рекомендуется проводить комплексы спе­циальных подготовительных упражнений. Также этому процессу будут способствовать дыхательная и релаксационная гимнастики.

Для гармоничного развития дошкольника необходимо использо­вать симметричные упражнения стретчинга: растягивать левую и правую, переднюю и заднюю стороны той или иной области.





Методические основы физической культуры дошкольников

В методике стретчинга все движения выполняются активно са­мими занимающимися, что позволяет сочетать статическую и дина­мическую (иногда изометрическую) нагрузки. Подобное сочетание способствует укреплению суставно-связочного и мышечного аппа­ратов.

Неокрепшему организму ребенка очень легко навредить, поэто­му при выборе упражнений должны быть учтены все требования по безопасности их выполнения детьми данной возрастной категории. Поэтому в комплекс не должны включаться движения и позы, ко­торые потенциально могут нанести вред детскому организму. Так, например, рекомендовано исключить все позы, в которых осущест­вляются упоры на коленях. Кроме того, необходимо исключить уп­ражнения, требующие максимальной амплитуды движения в суставе, приближающейся к анатомическому пределу.

При составлении комплекса стретчинга специалист по физиче­ской культуре должен учитывать следующее:

1. Прежде чем включать упражнение в тренировочную програм­
му, следует убедиться в возможности правильного и безопасного его
выполнения ребенком.

2. Необходимо знать, какую конкретно группу мышц растягивает
данное упражнение.

3. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сход­
ные группы мышц.

Перед занятием стретчингом следует провести разминку, в ходе которой будет обеспечен разогрев мышц для предстоящей работы. Оптимальный пульс ребенка в конце разминки должен составлять 140—150 уд/мин. Упражнения в разминке могут быть разнообразны­ми, главное, чтобы их интенсивность не была высокой. Это имеет значение, так как упражнения стретчинга не предусматривают боль­ших энергозатрат и активизации деятельности сердечно-сосудистой системы, ЧСС повышается в среднем на 40—50 уд/мин.

На первом этапе важной задачей для педагога является создание «мышечного образа» движения у занимающихся, обогащение двига­тельного опыта детей. Этому будут способствовать: идеальный показ упражнения, индивидуальный подход в обучении, создание положи­тельной эмоциональной обстановки на занятии. Необходимо отме­тить, что уровень развития гибкости у каждого ребенка разный, поэтому амплитуда исходного положения будет носить индивидуаль­ный характер. При принятии позы острые болевые ощущения долж­ны отсутствовать!


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

Задачей второго этапа является обучение детей правильному дыханию во время удержания позы. Упражнения дыхательной гим­настики помогут ребенку быстрее овладеть правильной техникой выполнения стретчинга. Для этого предлагается обучить детей диа-фрагмальному дыханию. Также во время удержания позы рекомен­дуется осуществлять акцентированное дыхание (этому будет способ­ствовать дыхательное упражнение «надуй воздушный шарик»). Ды­хание должно быть глубоким и ритмичным, что отвечает требованиям стретчинга.

В методике стретчинга упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы во время их выполнения грудная клетка не испытывала сдавливающего воздействия.

Задачей третьего этапа является обучение детей приемам ос­лабления стретч-рефлекса, совершенствование произвольного на­пряжения и расслабления мышц.

В возрасте 5—6 лет ребенок уже может произвольно напрягать отдельные мышцы. Для совершенствования этого умения необходи­мо включать в занятия упражнения с активным сгибанием, разгиба­нием частей тела с кратковременной (3—5 сек) фиксацией конечно­го положения. Все движения выполняются детьми за счет собствен­ных мышечных усилий, что в свою очередь является видом силовой тренировки. Степень воздействия на мышцу так же контролируется самим ребенком, что исключает возможность получения травмы. Таким образом, происходит оптимальное сочетание в ходе выпол­нения упражнений растягивающего воздействия на одни мышцы и статического напряжения других.

Параметры компонентов нагрузки при выполнении упражнений стретчинга для детей дошкольного возраста рекомендуются следу­ющие: время удержания статической позы — 10—15 сек, количество повторений 3—4 раза.

Периоды отдыха (5—10 сек) между повторениями заполняются упражнениями малой интенсивности с преимущественным вовлече­нием в работу мышц-антагонистов (если растягивающему воздейст­вию подвергались разгибатели бедра, то в период отдыха работают сгибатели). Это позволит, во-первых, снизить психическую нагрузку от монотонной работы, во-вторых, задействует физиологические процессы, ослабляющие стретч-рефлекс, в-третьих, будет сочетать гтатическую и динамическую работу мышц.

При выполнении детьми упражнений стретчинга необходимо с недить, чтобы они соблюдали следующие правила:






Методические основы физической культуры дошкольников

1. При положении сустава в крайнем разомкнутом, согнутом,
отведенно-приведенном и т.д. не покачиваться. Растягивать связки
и мышцы только за счет статического давления, находясь в непо­
движном состоянии.

2. При выполнении упражнений ребенок не должен пытаться
копировать движения более гибкого товарища. Все движения долж­
ны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности
сустава. Во время выполнения упражнения дышать следует спокой­
но и ритмично.

3. Необходимо прекратить упражнение сразу при появлении
сильных болевых ощущений. Дрожание в теле или растягиваемой
конечности также является симптомом слишком сильной нагрузки
на сустав. В этих случаях следует принять расслабляющую стойку.

На начальном этапе занятий следует применять упражнения стретчинга, которые выполняются в полностью расслабленных стой­ках, вызывающих приятные ощущения.

Для детей дошкольного возраста приоритетным видом деятель­ности является игровая. В связи с этим упражнения или движения в периоды отдыха могут носить образный характер. Это снимет пси-хо-эмоциональную нагрузку от медленной и монотонной работы в стретч инге.

В игровом стретчинге, который используется в дошкольных уч­реждениях, на каждом занятии организуется сюжетно-ролевая игра в виде сказочных путешествий. Сюжет игры строится так, чтобы была равномерная нагрузка на все группы мышц ребенка. Упражне­ния выполняются под музыку.

Фитбол. Фитбол — в переводе с английского означает «мяч, слу­жащий для оздоровительных целей».

В культуре любого народа мяч используется с древнейших вре­мен для развлечений. В настоящее время мячи различной упру­гости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и меди­цине.

Мячи большого диаметра — фитболы — появились у нас срав­нительно недавно, хотя для лечебных целей они стали использовать­ся с середины 50-х гг. прошлого века. В 1955 г. врач-физиотерапевт Сюзанн Кляйн-Фогельбах в Базеле (Швейцария) применила фитбол на занятиях с больными детским церебральным параличом. С 1989 г. американский врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер стала ис­пользовать фитболы для восстановления больных после травм опор­но-двигательного аппарата. Методика фитбола охватывает все воз-


I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

можные аспекты использования мячей в соответствии с принятой но всем мире системой оздоровительных тренировок (фитнес).

Особую привлекательность вызывают занятия на фитболах у нетей. Главная цель таких упражнений — укрепление опорно-двига­тельного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение по­движности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Физио­логический механизм действия при занятиях на фитболе связан с тем, что состояние позвоночного столба, как основы тела человека, влияет на состояние здоровья людей разного возраста и особенно детей, а упражнения определенным образом помогают в профилак­тике его заболеваний.

Мяч в фитбол-гимнастике выбирается таким образом, чтобы при посадке голень и бедро образовывали угол в 90°. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки ко­ленного сустава, особенно при выполнении упражнений в положе­нии «сидя на мяче».

Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наибо­лее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном ста­тическом положении. Такое положение отвечает требованиям сохра­нения правильной осанки — устойчивости и симметричности. Таким образом, упражнения на фитболах являются средством кор­рекции различных нарушений осанки во фронтальной и сагитталь­ной плоскостях.

При выполнении упражнений на фитболах, чтобы сохранить ус­тойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпа­дать с центром мяча.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: