Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 5 страница

С профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее жестким и упругим.

На занятиях с применением фитболов с детьми раннего возраста часто используют положения лежа на мяче, на животе или на спине, прокаты мяча. В упражнениях, выполняемых в положении сидя, диаметр мяча равен примерно 20—30 см. В этом положении для ребенка доступны различные движения руками, наклоны вперед. Для обучения технике более сложных двигательных действий, таких как в положении «лежа на животе, руки в упоре на полу, сгибая моги» прокат мяча к груди, хорошо использовать круглые модули длиной около метра.




Я)!


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



Специалист по физической культуре должен уметь определять размеры мяча в зависимости от роста и возраста занимающихся, а также знать о воздействии упражнений с фитболами на организм ребенка.

Соблюдая правила техники безопасности, специалист по физи­ческой культуре обязан провести осмотр места занятия, чтобы убе­диться в отсутствии каких-либо острых предметов, которые могут повредить мяч. Кроме того, следует проверять наличие у детей формы для упражнений с фитболами, так как нужно надевать удоб­ную одежду, не мешающую движениям, и обувь на нескользкой подошве.

Некоторые упражнения на мячах, особенно на этапах разучива­ния техники, предполагают обязательную страховку. Например, страховка необходима при обучении правильному положению сидя на мяче, различных прокатах и перекатах.

Педагог должен быть готов:

• к изменению траектории движения ребенка, если происходит
падение, на наиболее безопасную;

• к оказанию «мышечной помощи» без изменения структуры тех­
ники движения;

• к постоянному контролю расстояния между занимающимися
(оно должно быть примерно 1 — 1,5 м), а также между занима­
ющимися и крупным оборудованием в зале (например, гимнас­
тическими скамейками).

Использование музыкального сопровождения на занятиях пред­полагает наличие у детей навыка посадки на мяче, умения быстро переходить из одного исходного положения в другое и выполнять уп­ражнения в нужном темпе и ритме с сохранением техники движения.

Процесс обучения технике упражнений с большим мячом вклю­чает несколько этапов независимо от возраста. Они не ограничены календарными сроками и не имеют жестких границ. Предлагаемая последовательность обучения технике упражнений является пример­ной и выстроена в логике обучения одного ребенка или группы детей при фронтальной форме организации. Она отвечает требова­ниям техники безопасности, в соответствии с которыми овладение умением работы с новым оборудованием происходит в условиях, исключающих возможность получения травмы. Содержание каждого этапа отвечает определенному уровню физической подготовленно­сти, и преподаватель может сам выбрать время перехода к более сложным упражнениям.


Начинать обучать технике движений фитбол-гимнастики группу детей дошкольного возраста удобно с наиболее доступных и безопас­ных упражнений: ходьба и ее виды с мячом в руках, отбивы мяча, подбрасывание мяча вверх, броски мяча из различных исходных положений (стоя или сидя на полу, стоя на одном колене и т.д.). Также упражнения лучше выбирать те, которые выполняются в ис­ходных положениях сидя или лежа на полу.

Занятия фитбол-гимнастикой можно разделить на 4 этапа:

/ этап Задачи этапа:

1. Дать представления о форме, физических свойствах мяча.

2. Учить правильной посадке на мяче.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в
партере.

Структура занятия на первом этапе включает в себя традицион­ную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5— 6 упражнений с мячом, игровые упражнения в виде эстафет.

Размещение занимающихся с мячами по технике безопасности должно быть на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в заде.

Выполнение упражнений происходит в индивидуальном темпе и дозировке.

2 этап. Задачи этапа:

1. Учить сохранять правильную осанку на мяче при выполнении
упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче.

2. Учить сохранять правильную осанку сидя на мяче яри умень­
шении плошади опоры.

3. Ознакомить с упражнениями в балансе с различными поло­
жениями на мяче.

4. Учить выполнять упражнения в расслаблении мышц на мяче.

Структура занятия сохраняется, но увеличивается объем упраж­нений на мяче. Также можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными несложными перестроениями.

3 этап. Задачи этапа:

!. Учить выполнять комплекс ОРУ с использованием мяча в общем для всей группы темпе.

2. Учить выполнять упражнения в соответствии с методикой стретчинга с использованием мяча.

4 этап. Задачей этого этапа является совершенствование упраж­
нений в балансе. Упражнения с фитболами могут выполняться из




Методические основы физической культуры дошкольников

разных исходных положений, сочетая решение оздоровительных и образовательных задач. Примером является метание мяча из-за го­ловы из положений стоя, сидя, стоя на коленях. Держание мяча осуществляется широким хватом, при этом локти направлены в сто­роны, спина прямая, также напряжены трапециевидная мышца и мышцы, разгибающие позвоночник. Это является необходимым ус­ловием формирования правильной осанки.

На рисунках приведены примеры различных исходных положе­ний с мячом и варианты упражнений.


I лава 3. Формы занятий физическими упражнениями.

Рис. 14. Положение сидя на мяче. Варианты выполнения упражнений: покачивание на мяче; движение прямыми руками вперед, в стороны, вверх, назад; то же согнутыми; вы­полнение шагов вперед с наклоном назад; на­клоны вперед, в сторону в комбинации с дви­жениями руками и ногами; попеременные махи ногой вперед








 
 

Рис. 12. Положение стоя, мяч на полу. Варианты выполнения упражне­ний: прокаты мяча по прямой; различные виды ходьбы с прокатом мяча, вокруг мяча; наклоны к мячу вперед, в сторону

-г Л~


Рис. 15. Положение лежа на полу на животе. Варианты выполнения уп­ражнений: движения мячом вверх, в стороны, назад: ползание вперед, в сторону, назад; повороты на спину; сжатие мяча; комбинации движения мячом с движениями руками или ногами



Рис. 13. Положение стоя, мяч в руках. Варианты выполнения упражне­ний: все виды ходьбы и бега; отбивы мяча на месте и с ходьбой; приседа­ния с мячом в руках; наклоны вперед, в сторону, назад, различные виды прыжков на одной и двух ногах; броски и ловля мяча; сжатие мяча

руками


Рис. 16. Положение лежа спиной на мяче. Варианты выполнения упраж­нений: подъем плечевого пояса от мяча; поворот на живот; удержание равновесия с опорой на одну; различные движения ногами (сгибание-раз­гибание в голеностопном суставе, в коленном, отведение в сторону)


Методические основы физической культуры дошкольников


Г лава 3. Формы занятий физическими упражнениями...



 
 

Рис. 17. Положение лежа на животе на мяче стоя на коленях. Варианты выполнения упражнений: различные движения руками; отведение нога в сторону, назад; сжимание мяча, повороты в стороны, переход в положе­ние с прямыми ногами: покачивание вперед-назад с небольшой амплиту­дой; повороты на спину и обратно; перемещая ладони по полу вперед, изменять точку контакта с мячом и, принимая положение в упоре на руках, выполнять отжимание от пола с опорой на мяч двумя ногами, одной йогой; упражнение ногами «ножницы»


Рис. 19. Положение сидя на полу. Варианты выполнения упражнений: на­клоны вперед, в стороны с мячом в руках; броски мяча вверх, вперед, назад; сжатие мяча двумя руками; прокат мяча руками или ногами




Рис. 18. Положение стоя на коленях. Варианты выполнения упражнений: движения мячом вверх, в сторону, назад; наклоны вперед, назад, в сторо­ну; броски вперед лицом и спиной к основному направлению


Рис. 20. Положение лежа на полу. Варианты выполнения упражнений: все виды ползания, лежа на спине с вариантами хвата мяча



Методические основы физической культуры дошкольников

Дополнительные занятия для детей младшего дошкольного возраста

В физкультурных секциях занимаются, как правило, старшие дошкольники. Для детей младшего дошкольного возраста целесооб­разно организовывать совместные занятия родителей с детьми.

Подобные занятия способствуют повышению физкультурной грамотности родителей. Кроме того, совместные физкультурные за­нятия детей и родителей очень эффективны не только для физиче­ского, но и для эмоционального развития ребенка. С появлением родителей на занятиях физическими упражнениями повышается их результативность. Постоянный контроль специалиста по физиче­ской культуре исключает возможность того, что родитель по незна­нию нанесет своему ребенку вред.

Оптимальная численность группы 10—14 человек (соответствен­но 5—7 детей и их родители). Занятие строится таким образом, что в первой части, длительностью около 20 минут, специалист по фи­зической культуре предлагает в соответствующей последовательно­сти игры и упражнения, направленные на формирование у детей жизненно важных двигательных навыков. Родители стараются заин­тересовать детей этими упражнениями и помогают их выполнить. Однако, если ребенок не хочет выполнять предложенные упражне­ния, родитель может заняться с ним тем, что в данный момент интересует ребенка. Для этого в специальном месте должен быть приготовлен физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи, кубики и т. п.).

После выполнения заданий под руководством специалиста по физической культуре родителям с детьми предоставляется свободное время (10—15 мин) для выполнения упражнений, понравившихся ребенку.

В конце занятия проводится общая подвижная игра и упражне­ния на формирование осанки и развитие мышц кисти.

Примерный план занятия для детей 2—3-х лет совместно

с родителями

Часть первая

1. Дети с родителями входят в зал и строятся в два концентри­
ческих круга: дети во внутреннем кругу, родители — во внешнем,
каждый позади своего ребенка.

2. Упражнение на формирование осанки (родители помогают
детям правильно выполнять упражнения).

Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

3. Упражнения для развития мелкой моторики мышц кисти и
пальцев:

• «Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до
пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоро­
вается» с большим, затем указательный с указательным и т.д.

• «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безы­
мянного пальцев и мизинца; то же пальцами левой руки; то же
пальцами обеих рук.

• «Прятки». Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, — на
уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены («пальчики
появились»), сжать кулаки («пальчики спрятались»).

4. Упражнение для развития мелкой моторики, сопровождаемое
речитативом «Сорока-ворона кашу варила...»

5. Перестроение в один круг (дети стоят между родителями).
Поворот направо (родитель стоит за своим ребенком).

6. Ходьба по кругу с заданиями (маленькими шагами, большими
шагами, на носках, на пятках, с хлопками на каждый счет).

7. Бег по кругу (3—5 кругов).

8. Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания (родители
помогают детям поднимать руки на вдохе и опускать на выдохе).

9. Поворот налево. Построение лицом в круг, взявшись за руки.

10. Игра «Карусели» (в правую, затем в левую сторону).

11. Ходьба по гимнастической скамейке:
® без задания;

• перешагивая через кубики;

• подлезая под воротики.

Родители или держат ребенка за руку, или идут рядом, страхуя, готовые оказать помощь.

12. Бег на скорость (6—10 м).

Руководитель берет за руки двух детей и отходит с ними на линию старта. Родители встают на линию финиша, напротив своего ребенка, вытягивая руки вперед.

По команде «Марш!» руководитель отпускает руки детей, и они бегут к своим родителям.

Часть вторая

Самостоятельные занятия родителей и детей при контроле и помощи специалиста по физической культуре.

Желательно, чтобы упражнения, выполняемые родителями с деть­ми, были им знакомы, изучены на предыдущих занятиях. Варианты:





Методические основы физической культуры дошкольников

лазанье по гимнастической стенке;

• бег за мячом с горки;

• катание с горки;

• лазанье в туннеле;

• прыжки на малом батуте;

• броски и ловля мячей разных размеров;

• сбивание кеглей большим мячом;

• спрыгивание с гимнастической скамейки на мат.
Часть третья

1. Игра «У медведя во бору».

2. Построение в круг.

3. Упражнение на пальчики:

«Пальчики прощаются». Руки согнуты в локтях, кисти раскрыты на уровне головы. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; одновременно с правой рукой выполняются движения паль­цами левой руки. Движения сопровождаются словами: «До свидания, до свидания!»

4. Выход из зала.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основной формы занятий физическими
упражнениями с дошкольниками.

2. В чем отличия урочных и неурочных форм занятий физиче­
скими упражнениями?

3. В каких организационно-методических формах может осу­
ществляться деятельность занимающихся?

4. Что такое инновационные технологии?

5. Какие задачи образования ребенка решают физкультурно-оз­
доровительные мероприятия в режиме дня?

6. Какие задачи образования ребенка решают физкультурно-мас­
совые мероприятиям, проводимые в дошкольном учреждении?

7. Как может быть организована самостоятельная двигательная
деятельность детей?

8. Какие особенности следует учитывать при организации и про­
ведении занятий физическими упражнениями в разновозрастной
группе?

9. Какие задачи решают индивидуальные занятия физическими
упражнениями с детьми в дошкольном учреждении?


Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...

10. Какие виды занятий физическими упражнениями могут ис­пользоваться на дополнительных занятиях с дошкольниками?

Литература

1. Кенеман Л. В. Теория и методика физического воспитания де­
тей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.:
Просвещение, 1978, — 271 с.

2. Коджаспиров Ю. Г. Функциональная музыка в подготовке
спортсменов / Ю. Г. Коджаспиров. — М.: ФиС, 1987.— 64 с.

3. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие / Под ред.
Б. А. Ашмарина, Л. К. Завьялова. — СПб.: изд-во ЛГОУ, 1999. — 353 с.

4. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. По­
ляков.— М.: Творческая педагогика, 1993.— 66 с.

5. Потапчук А. А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте:
Учеб.-метод, пособие / А. А. Потапчук, Г.Г.Лукина; под ред.
С. П. Евсеева. - СПб., 1999. - 80 с.

6. Ритмическая гимнастика для школьников / В. В. Матов,
О. А. Иванова, М.А. Матова, И. Н. Шарабарова // Физическая куль­
тура и спорт.— М.: Знание, 1989. №4. С. 16—22.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии /
Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.— 256 с.

8. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного
учреждения: Метод, пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 416 с.

9. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспита­
ния и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я.Степаненкова. — М.:
Академия, 2001.- 368 с.

10. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред.
10. Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003.— 464 с.


НО


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...


ГЛАВА 4

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Б ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Овладение технологией построения образовательного процесса дает возможность специалисту по физической культуре в полной мере решать задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в области физической культуры, рационально использовать время, от­веденное для занятий физическими упражнениями, анализировать свою деятельность и деятельность детей, тем самым повышая эф­фективность своего труда.

Сложность деятельности специалиста по физической культуре дошкольников заключается не только в соединении теории и прак­тики, но и в необходимости владения широким спектром педагоги­ческих умений, так как занятия в младшей группе значительно от­личаются от занятий со старшими дошкольниками. Тем не менее существование общих педагогических положений облегчает педагогу процесс подготовки к проведению занятия и его анализ.

Планирование образовательной деятельности и контроль ее ре­зультатов — две стороны одного процесса.

Следует помнить, что эффективность физкультурно-оздорови­тельной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от учета состояния здоровья детей и тесного взаимодействия педагоги­ческих и медицинских работников.

4.1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Планирование — это достаточно сложный творческий процесс, определяющий в конечном итоге эффективность деятельности пе­дагога. Следует учитывать, что выверенное, тщательно разработан­ное планирование не может без изменений и дополнений оставаться много лет. Есть много факторов, которые требуют постоянного об­новления, совершенствования. Именно поэтому использование опубликованных в методических пособиях для воспитателей различ­ных образцов конспектов занятий, разработанных с учетом средне-


статистических условий и для среднестатистических детей, только на первых порах может оказать помощь специалисту по физической культуре. В дальнейшем такое косное отношение к «живому» педа­гогическому процессу, как правило, значительно тормозит физиче­ское совершенствование дошкольников.

Самым существенным при разработке планирования является то, что весь педагогический процесс становится управляемым, конт­ролируемым.

Планирование работы по физической культуре в дошкольном учреждении значительно отличается по своему содержанию от пла­нирования по другим разделам обучения и воспитания дошкольни­ков (музыкальные занятия, занятия по рисованию, лепке и т. п.). Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с ре­шением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие детей, их оздоровление.

В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

3) физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники
и т. п.);

4) самостоятельная двигательная деятельность детей.
Планируется также деятельность, опосредованно влияющая на

эффективность физкультурно-оздоровительной работы: взаимодей­ствие специалиста по физической культуре с работниками дошколь­ного учреждения (воспитателями, медицинским персоналом, музы­кальным руководителем и др.) и родителями.

Планирование учебной работы

Правильно составленное планирование создает условия для ка­чественного решения педагогических задач:

1) Соблюдаются основные принципы обучения (последователь­
ность, постепенность, систематичность и т.п.).

2) Решаются следующие вопросы:

— все ли необходимые упражнения включены;

— какой промежуток времени нужен между упражнениями;

— насколько разнообразны упражнения в одном занятии в те­
чение недели, месяца, квартала;

— какова общая (педагогическая) и моторная плотность занятий.





Методические основы физическо й культуры д ошкольников

3) Обеспечивается равномерное прохождение материала в учеб­
ном периоде.

4) Учитывается преемственность (нет ли отрицательного пере­
носа по навыкам и качествам).

5) Создается возможность проводить анализ пройденного мате­
риала.

Все документы планирования учебного процесса подразделяются на директивные и оперативные.

К директивным относятся:

1) программа, включающая основные средства физического
воспитания;

2) план, регламентирующий объем часов разделов программы.
К оперативным документам относятся:

1) план-график прохождения учебного материала в течение
года;

2) тематическая программа;

3) квартальный план;

4) конспект физкультурного занятия.

Программа. Работу по планированию учебного процесса спе­циалист по физической культуре начинает с выбора программы. В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с «Про­граммой воспитания и обучения в детском саду» 1985 г. широко используются новые программы: «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровый дошкольник» и др. Наряду со сходными положениями современные программы дошкольных учреждений имеют отличи­тельные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при выборе программ.

План, регламентирующий объем часов разделов программы. Для определения этого плана следует проанализировать возможности детей и условия занятий, сопоставить их с программными требо­ваниями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном году изучению материала каждого раздела программы, то есть составить «сетку часов». Предусмотренное программой рас­пределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий пе­дагог по согласованию с руководством дошкольного учреждения может изменять объем времени, рекомендованный для освоения различных разделов программы (табл. 24).


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Таблица 24

Примерное распределение времени на различные виды учебного мате­риала (при двух занятиях в неделю)*

  Млад. гр. Сред. гр. Стар. гр. Подг. гр.
Теоретич. сведения        
Построения        
ОРУ        
Основные движения        
Ходьба        
Бег        
Прыжки        
Метания        
Лазание        
Равновесие        
Гимнастика        
Полоса препятствий        
Подвижные игры        
Танцевальные упражнения        
Контрольные упражнения        
ИТОГО:        

Годовой план-график. Годовой план-график очередности про­хождения программного материала составляется для каждой возраст­ной группы (табл. 25).

* Объем дан в процентах, так как продолжительность физкуль­турного занятия в разных возрастных группах различная (например, и младшей — 20 мин, а в старшей — 30 мин).



а


I—

Методические основы физической культуры дошкольников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: