52ч
■■25
Методические основы физической культуры дошкольников
Окончание табл. 26
Содержание | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||
} | i—I 1 | |||||||||||||||||||||||
спиной вперед по гимн. скам. | * | |||||||||||||||||||||||
стойка на одной ноге с закр. глаз. | * | |||||||||||||||||||||||
ходьба по скам. высотой 50 см | — | * | * | |||||||||||||||||||||
Гимнастика | ||||||||||||||||||||||||
Смешанные висы и упоры | * | * | ||||||||||||||||||||||
Полоса преп. | — | |||||||||||||||||||||||
Вариант 3 | * | * | * | |||||||||||||||||||||
Подвижн. игры | ||||||||||||||||||||||||
с метанием | * | |||||||||||||||||||||||
с лазанием | * | * | ||||||||||||||||||||||
Танцев, упр. | ||||||||||||||||||||||||
Контр, упр. | _ | * | * | * |
Конспект занятия. Для современного занятия характерно комплексное планирование образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Подобный подход является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет достигать больших результатов без перегрузки детей. Разумеется, не каждое занятие позволит решить все перечисленные задачи. Многое будет зависеть от специфики темы, особенностей занимающихся и прочего.
|
|
После того как уточнен комплекс задач занятия, необходимо определить состав учебного материала, учитывая при этом, чтобы подобранные упражнения обеспечивали решение всех намеченных задач занятия. Затем в содержании занятия надо выделить самое существенное. Именно в этом заключается важнейший элемент оптимизации. Для этого избираются те упражнения, которые приведут к формированию необходимых умений и одновременно (сопряженно) позволят совершенствовать двигательные способности и воспитывать нравственные качества.
|
|
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
При разработке содержания занятия рекомендуется действовать в такой последовательности:
1. Определить средства и методы решения каждой задачи обуче
ния двигательным действиям.
2. Определить теоретические сведения, которые следует сооб
щить детям на данном занятии. Необходимо, чтобы сведения соот
ветствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой
связи теоретические сведения следует конкретизировать и адаптиро
вать к восприятию дошкольников.
3. Наметить место и уточнить пути решения запланированных
на данное занятие задач совершенствования физического развития
и укрепления здоровья. Если необходимо, то подобрать дополни
тельные средства.
Ухудшение уровня здоровья детей требует включение в каждое занятие специальных физических упражнений,, направленных на профилактику заболеваний и коррекцию имеющихся в здоровье отклонений.
4. Распределить в занятии все учебные задания с учетом динамики
работоспособности занимающихся. Для занятия обучающего плана
характерно, как правило, двойное значительное повышение пульса:
по окончании подготовительной части и после подвижной игры в
конце основной части. На тренирующих занятиях частота сердечных
сокращений отражает постепенно нарастающую нагрузку с последо
вательными незначительными ее повышениями и снижениями, как
отражение выполняемых двигательных заданий разной интенсивно
сти и с последующим снижением нагрузки к концу занятия.
5. Проанализировать намеченные средства и методы, с тем что
бы определить их эффективность для решения задач нравственного,
трудового и эстетического воспитания. Если необходимо, то подо
брать дополнительные средства. Следует помнить, что духовное обо
бщение, нравственное и эстетическое развитие ребенка не осуществ
ляются в процессе физического воспитания автоматически. Главную
роль в этом процессе играет педагог.
6. Разработать методы организации учебной деятельности. Все
организационно-методические формы по признаку включенности
снимающихся в работу объединяются в две группы. Первую группу
составляют те формы, при которых одновременно работают все дети.
Вторую группу форм составляют те из них, при которых дети вы
полняют упражнение поочередно (одни выполняют упражнение,
другие наблюдают, анализируют, помогают).
Методические основы физической культуры дошкольников
7. Подготовить необходимое оборудование, инвентарь и посо
бия. Следует продумать рациональное размещение оборудования,
чтобы его установка и уборка не заняли много времени от занятия.
Необходимо определить, где будет находиться инвентарь, чтобы
можно было его быстро и организованно раздать.
8. Определить критерии и формы оценивания результатов обу
чения. Процесс оценивания в физическом воспитании сложен, тре
бует внимания, такта, учета многих компонентов индивидуальных
особенностей личности детей. Для детей дошкольного возраста от
рицательная оценка является дополнительным препятствием к ус
воению навыка правильного выполнения движения.
Следует помнить, что сначала разрабатывается основная часть занятия, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания, — вводная и заключительная.
Примерный конспект занятия для детей подготовительной группы Задачи:
1) продолжить разучивание техник высокого старта и стартового
разгона;
2) совершенствовать метание в вертикальную цель;
3) способствовать формированию правильной осанки;
4) формировать у детей представление о красоте тела человека.
Время. 35 минут.
Место: физкультурный зал.
Подготовительная |
Организовать группу |
Построение в одну шеренгу, команды «Равняйсь!», «Смирно!» |
1 мин |
Доби ваться правильного выполнения команд в строю |
Формировать умения ориентироваться в пространстве |
Игра «Найди свое |
1 мин |
Ознакомить детей с понятием «красота гела человека» |
Беседа «Как влияют движения на развитие тела, его гармоничность и красоту» |
3 мин |
Использовать иллюстрации, фотографии спортсменов |
Инвентарь: 15 малых мячей, 3 вертикальные цели, кегли и средние мячи двух цветов по числу детей.
|
|
лава 4. Технология построения образовательного процесса...
Продолжение табл.
Методические указания |
Части занятия |
Дозировка |
Частные задачи |
После расчета на 1—2 первые номера получают красные мячи, вторые — синие |
Содержание учебного материала
2 мин |
Перестроить группу для выполнения ОРУ |
Перестроение в движении из колонны ю одному в колонну до два дроблением \ сведением
пособствовать формированию травильной осанки |
На счет «2» проверить положение тела |
8 раз |
ОРУ с мячами
Включить боковые лышцы туловища в активное растягивание |
л. п. — мяч внизу; I — 2 — левую назад (а носок, мяч вверх, ipo гнуться; 3—4 — вернуться
и. п.
Ноги прямые, но учить со сгибанием ноги, противоположной наклону |
5—8 — то же с дру-ой ноги
8 раз |
То же — косые мышцы туловища |
Ступни не сдвигать |
I. и. — стойка ноги врозь, мяч вверху; — наклон влево; 2 — вернуться в и. п.; 3—4 — то же вправо
8 раз |
То же — мышцы спины |
и. п. — стойка ноги врозь, мяч впереди;
Стремиться касаться мячом за линией пяток |
8 раз |
1 — поворот
туловища влево;
2 — вернуться в и. п.:
3—4 — то же вправо
Соразмерять действия с мячом в бросках и ловле |
Следить за работой ног (сгибать и разгибать при броске и лов ле) |
8 раз |
и. п. — стоика ноги врозь, мяч вверху; 1—3 — три наклона с касанием мяча пола 4 — вернуться в и. п.
То же в бросках в пол и ловле |
и. п. — стоика ноги врозь, мяч впереди;
Бросок выполнять одной рукой, ловить — двумя |
8 раз |
1 — подбросить мяч;
2 — поймать
и. п. — то же;
1 — бросить мяч
в пол;
|
|
2 — поймать мяч
Напомнить технику дриблинга |
по 4 раза каждой рукой |
Усилить функцию дыхания и развивать |
и. п. — то же; 1—3 — три раза ударить мяч в пол.
528
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Продолжение табл. |
Содержание учебного дцзировка Методические |
указания |
16 раз |
30 сек |
1 мин |
Акцентировать внимание на порядке по-троения |
I мин |
Зр. |
Выполнять фронтально в разомкнутой шеренге |
Зр. |
Основная
координацию движений в прыжках
Организовать группу
Продолжить ознакомление детей с техникой высокого старта
Учить стартовому разгону
материала
отбивая ладонью одной руки; 4 — поймать мяч; 5—8 — то же другой рукой
и. п. — мяч внизу;
1 — прыжком в стой
ку ноги врозь, мяч
вперед;
2 — прыжком в и. п.
Ходьба на месте, мяч произвольно
Перестроение в колонну по одному разведением и слиянием
Рассказ об условиях быстрого начала бега
Опробование детьми положения высокого старта
Демонстрация величины первых 3—4 шагов со старта
Окончание табл | ||||
Частизанятия | Частные задачи | Содержание учебного материала | Дозировка | Методические указания |
Совершенствовать зрительно-моторную координацию | Соединение движения ног, туловища, рук с финальным движение кисти | 2 мин | ||
Метание в цель с 3—4 шагов | 3-4 р. | Использовать несколько мишеней | ||
Метание в цель с 5—6 шагов | 3-4 р. | |||
Игра «Охотник и зайцы» | 3 мин | С малым мячом | ||
Заключительная | Снять напряжение, привести функции организма к нормальному состоянию | Упражнения на расслабление: «деревце», «марионетки» | 1 мин | Построение врассыпную |
Игра «Отставай, запоминай!» | 1 мин | Проигравшие садятся на пол | ||
Организовать детей | Построение в шеренгу | |||
Подвести итоги занятия | Беседа «Что поправилось делать на занятии, что получилось» | 1 мин | Отметить лучших |
2 мин |
1 мин |
2 мин |
Создать стимул для быстрого старта
Акцентировать внимание на роли и. п. при метании
-------
ыполнение стартового разгона парами по разметке
Бег со старта на 5—6 метров
Опробование положения передней стойки
Опробование положения боковой стойки
Выполнение движения ног, туловища, рук в медленном темпе
Разметка для!, 2, 3-х шагов
Отметить лучших среди девочек и среди мальчиков
Выполнять фронтально в разомкнутой шеренге
Планирование физкультурно-массовых мероприятий
Планирование физкультурно-массовых мероприятий предус-ммгривает разработку следующих документов: календарный план физкультурно-массовых мероприятий, планы физкультурных досу-iiiii, сценарии физкультурных праздников, положения о соревно- n.iiiiiii.
Календарный план физкультурно-массовых мероприятий. Кален- цирный план является основным документом планирования массо- 11ЫХ физкультурных мероприятий (табл. 27).
Рекомендуемая форма плана:
I) наименования мероприятий;
. 1) сроки проведения;
!) место проведения;
■\) участники;
S) ответственный за проведение.
53!
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Таблица 27 Примерный план физкультурно-массовых мероприятий
Мероприятия | Сроки проведения | Место проведения | Участники | Ответстветственный за проведение |
Пробег «Испытай себя* | Сентябрь | Ул. Жени Егоровой | Дети старших и подготовительных групп с родителями | Руководитель физического воспитания, воспитатели групп |
Физкультурный праздник «Мама, папа, я — спортивная ceiMbii» | Октябрь | Спортивная площадка дошкольного учреждения | Дети подготовительной группы и их родители | Руководитель физического воспитания, воспитатели групп |
Районный физкультурный праздник «Быстрые снежинки» | Январь | Физкультурный зал школы №177 | Дети подготовительных групп | Руководитель физического воспитания, методист дошкольного учреждения, воспитатели |
Физкультурный праздник «Зимние забавы» | Февраль | Спортивная площадка дошкольного учреждения | Дети старших и подготовительных групп | Руководитель физического воспитания, воспитатели групп |
Физкультурный праздник «Малые олимпийские игры» | Апрель | Физкультурный зал дошкольного учреждения | Дети старших и подготовительных групп | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитатели групп |
Районный праздник на воде | Май | Бассейн «Экран» | Дети подготовительных групп | Инструктор по плаванию, воспитатели групп |
План физкультурного досуга. Физкультурный досуг проводится, как правило, 1—2 раза в месяц и включает физические упражнения игрового характера, подвижные игры, эстафеты, упражнения-состязания. Досуг может быть физкультурно-музыкальным и в этом случае разрабатывается совместно музыкальным руководителем и специалистом по физической культуре (см. гл. 00).