Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 7 страница


52ч


■■25


Методические основы физической культуры дошкольников

Окончание табл. 26

Содержание март апрель май  
  }               i—I 1                              
спиной вперед по гимн. скам.   *                                            
стойка на одной ноге с закр. глаз.           *                                    
ходьба по скам. вы­сотой 50 см                           *   *              
Гимнастика                                              
Смешанные висы и упоры       *                 *                      
Полоса преп.                                          
Вариант 3       *                 *             *      
Подвижн. игры                                                
с метанием                             *                  
с лазанием         *                           *        
Танцев, упр.                                                
Контр, упр.                 _                         * * *

Конспект занятия. Для современного занятия характерно ком­плексное планирование образовательных, оздоровительных и воспи­тательных задач. Подобный подход является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет достигать больших резуль­татов без перегрузки детей. Разумеется, не каждое занятие позволит решить все перечисленные задачи. Многое будет зависеть от специ­фики темы, особенностей занимающихся и прочего.

После того как уточнен комплекс задач занятия, необходимо определить состав учебного материала, учитывая при этом, чтобы подобранные упражнения обеспечивали решение всех намеченных задач занятия. Затем в содержании занятия надо выделить самое существенное. Именно в этом заключается важнейший элемент оп­тимизации. Для этого избираются те упражнения, которые приведут к формированию необходимых умений и одновременно (сопряжен­но) позволят совершенствовать двигательные способности и воспи­тывать нравственные качества.


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

При разработке содержания занятия рекомендуется действовать в такой последовательности:

1. Определить средства и методы решения каждой задачи обуче­
ния двигательным действиям.

2. Определить теоретические сведения, которые следует сооб­
щить детям на данном занятии. Необходимо, чтобы сведения соот­
ветствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой
связи теоретические сведения следует конкретизировать и адаптиро­
вать к восприятию дошкольников.

3. Наметить место и уточнить пути решения запланированных
на данное занятие задач совершенствования физического развития
и укрепления здоровья. Если необходимо, то подобрать дополни­
тельные средства.

Ухудшение уровня здоровья детей требует включение в каждое занятие специальных физических упражнений,, направленных на профилактику заболеваний и коррекцию имеющихся в здоровье от­клонений.

4. Распределить в занятии все учебные задания с учетом динамики
работоспособности занимающихся. Для занятия обучающего плана
характерно, как правило, двойное значительное повышение пульса:
по окончании подготовительной части и после подвижной игры в
конце основной части. На тренирующих занятиях частота сердечных
сокращений отражает постепенно нарастающую нагрузку с последо­
вательными незначительными ее повышениями и снижениями, как
отражение выполняемых двигательных заданий разной интенсивно­
сти и с последующим снижением нагрузки к концу занятия.

5. Проанализировать намеченные средства и методы, с тем что­
бы определить их эффективность для решения задач нравственного,
трудового и эстетического воспитания. Если необходимо, то подо­
брать дополнительные средства. Следует помнить, что духовное обо­
бщение, нравственное и эстетическое развитие ребенка не осуществ­
ляются в процессе физического воспитания автоматически. Главную
роль в этом процессе играет педагог.

6. Разработать методы организации учебной деятельности. Все
организационно-методические формы по признаку включенности
снимающихся в работу объединяются в две группы. Первую группу
составляют те формы, при которых одновременно работают все дети.
Вторую группу форм составляют те из них, при которых дети вы­
полняют упражнение поочередно (одни выполняют упражнение,
другие наблюдают, анализируют, помогают).





Методические основы физической культуры дошкольников

7. Подготовить необходимое оборудование, инвентарь и посо­
бия. Следует продумать рациональное размещение оборудования,
чтобы его установка и уборка не заняли много времени от занятия.
Необходимо определить, где будет находиться инвентарь, чтобы
можно было его быстро и организованно раздать.

8. Определить критерии и формы оценивания результатов обу­
чения. Процесс оценивания в физическом воспитании сложен, тре­
бует внимания, такта, учета многих компонентов индивидуальных
особенностей личности детей. Для детей дошкольного возраста от­
рицательная оценка является дополнительным препятствием к ус­
воению навыка правильного выполнения движения.

Следует помнить, что сначала разрабатывается основная часть занятия, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания, — ввод­ная и заключительная.

Примерный конспект занятия для детей подготовительной группы Задачи:

1) продолжить разучивание техник высокого старта и стартового
разгона;

2) совершенствовать метание в вертикальную цель;

3) способствовать формированию правильной осанки;

4) формировать у детей представление о красоте тела человека.
Время. 35 минут.

Место: физкультурный зал.


Подготови­тельная

Организовать группу

Построение в одну шеренгу, команды «Равняйсь!», «Смирно!»

1 мин

Доби ваться правильного выполнения команд в строю

Формировать умения ориентироваться в пространстве

Игра «Найди свое

1 мин

Ознакомить детей с понятием «красота гела человека»

Беседа «Как влияют движения на развитие тела, его гармоничность и красоту»

3 мин

Использовать иллюстрации, фотографии спортсменов

Инвентарь: 15 малых мячей, 3 вертикальные цели, кегли и сред­ние мячи двух цветов по числу детей.


лава 4. Технология построения образовательного процесса...

Продолжение табл.

Методические указания
Части занятия
Дозировка
Частные задачи
После расчета на 1—2 первые номера получают красные мячи, вторые — синие

Содержание учебного материала

2 мин
Перестроить группу для выполнения ОРУ

Перестроение в дви­жении из колонны ю одному в колонну до два дроблением \ сведением

пособствовать формированию травильной осанки
На счет «2» прове­рить положение тела
8 раз

ОРУ с мячами

Включить боковые лышцы туловища в активное растяги­вание

л. п. — мяч внизу; I — 2 — левую назад (а носок, мяч вверх, ipo гнуться; 3—4 — вернуться

и. п.

Ноги прямые, но учить со сгибанием ноги, противополож­ной наклону

5—8 — то же с дру-ой ноги

8 раз
То же — косые мышцы туловища
Ступни не сдвигать

I. и. — стойка ноги врозь, мяч вверху; — наклон влево; 2 — вернуться в и. п.; 3—4 — то же вправо

8 раз
То же — мышцы спины

и. п. — стойка ноги врозь, мяч впереди;

Стремиться касаться мячом за линией пяток
8 раз

1 — поворот
туловища влево;

2 — вернуться в и. п.:
3—4 — то же вправо

Соразмерять действия с мячом в бросках и ловле
Следить за работой ног (сгибать и разги­бать при броске и лов ле)
8 раз

и. п. — стоика ноги врозь, мяч вверху; 1—3 — три наклона с касанием мяча пола 4 — вернуться в и. п.

То же в бросках в пол и ловле

и. п. — стоика ноги врозь, мяч впереди;

Бросок выполнять одной рукой, ловить — двумя
8 раз

1 — подбросить мяч;

2 — поймать

и. п. — то же;

1 — бросить мяч
в пол;

2 — поймать мяч

Напомнить технику дриблинга
по 4 раза каждой рукой
Усилить функцию ды­хания и развивать

и. п. — то же; 1—3 — три раза уда­рить мяч в пол.


528


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



       
 
 
   

Продолжение табл.

Содержание учебного дцзировка Методические
указания

16 раз

30 сек

1 мин

Акцентировать внима­ние на порядке по-троения

I мин

Зр.

Выполнять фронталь­но в разомкнутой шеренге

Зр.

Основная


координацию движе­ний в прыжках

Организовать группу

Продолжить ознаком­ление детей с техни­кой высокого старта

Учить стартовому разгону


материала

отбивая ладонью од­ной руки; 4 — поймать мяч; 5—8 — то же другой рукой

и. п. — мяч внизу;

1 — прыжком в стой­
ку ноги врозь, мяч
вперед;

2 — прыжком в и. п.

Ходьба на месте, мяч произвольно

Перестроение в ко­лонну по одному раз­ведением и слиянием

Рассказ об условиях быстрого начала бега

Опробование детьми положения высокого старта

Демонстрация величи­ны первых 3—4 ша­гов со старта


        Окончание табл
Частизанятия Частные задачи Содержание учебного материала Дозировка Методические указания
  Совершенствовать зрительно-моторную координацию Соединение движе­ния ног, туловища, рук с финальным движение кисти 2 мин  
  Метание в цель с 3—4 шагов 3-4 р. Использовать несколько мишеней
  Метание в цель с 5—6 шагов 3-4 р.  
  Игра «Охотник и зайцы» 3 мин С малым мячом
Заключи­тельная Снять напряжение, привести функции организма к нормаль­ному состоянию Упражнения на рас­слабление: «деревце», «марионетки» 1 мин Построение врассыпную
  Игра «Отставай, запоминай!» 1 мин Проигравшие садятся на пол
  Организовать детей Построение в шеренгу    
  Подвести итоги занятия Беседа «Что поправи­лось делать на заня­тии, что получилось» 1 мин Отметить лучших


                                       
   
   
   
   
 
       
     
     
                 
           
 
 
 
 
 
 
 
 

2 мин
1 мин
2 мин

Создать стимул для быстрого старта

Акцентировать внима­ние на роли и. п. при метании


-------

ыполнение стартово­го разгона парами по разметке

Бег со старта на 5—6 метров

Опробование положе­ния передней стойки

Опробование положе­ния боковой стойки

Выполнение движе­ния ног, туловища, рук в медленном темпе


Разметка для!, 2, 3-х шагов

Отметить лучших сре­ди девочек и среди мальчиков

Выполнять фронталь­но в разомкнутой ше­ренге


Планирование физкультурно-массовых мероприятий

Планирование физкультурно-массовых мероприятий предус-ммгривает разработку следующих документов: календарный план физкультурно-массовых мероприятий, планы физкультурных досу-iiiii, сценарии физкультурных праздников, положения о соревно- n.iiiiiii.

Календарный план физкультурно-массовых мероприятий. Кален- цирный план является основным документом планирования массо- 11ЫХ физкультурных мероприятий (табл. 27).

Рекомендуемая форма плана:

I) наименования мероприятий;

. 1) сроки проведения;

!) место проведения;

■\) участники;

S) ответственный за проведение.




53!


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



Таблица 27 Примерный план физкультурно-массовых мероприятий

Мероприятия Сроки проведения Место проведения Участники Ответстветственный за проведение
Пробег «Испы­тай себя* Сентябрь Ул. Жени Егоровой Дети старших и под­готовительных групп с родителями Руководитель физи­ческого воспитания, воспитатели групп
Физкультур­ный праздник «Мама, папа, я — спортив­ная ceiMbii» Октябрь Спортивная площад­ка дошкольного уч­реждения Дети подготовитель­ной группы и их ро­дители Руководитель физи­ческого воспитания, воспитатели групп
Районный физ­культурный праздник «Быстрые снежинки» Январь Физкультурный зал школы №177 Дети подготовитель­ных групп Руководитель физи­ческого воспитания, методист дошколь­ного учреждения, вос­питатели
Физкультур­ный праздник «Зимние забавы» Февраль Спортивная площад­ка дошкольного уч­реждения Дети старших и под­готовительных групп Руководитель физи­ческого воспитания, воспитатели групп
Физкультур­ный праздник «Малые олим­пийские игры» Апрель Физкультурный зал дошкольного учреждения Дети старших и под­готовительных групп Руководитель физи­ческого воспитания, музыкальный руко­водитель, воспитате­ли групп
Районный праздник на воде Май Бассейн «Экран» Дети подготовитель­ных групп Инструктор по пла­ванию, воспитатели групп

План физкультурного досуга. Физкультурный досуг проводится, как правило, 1—2 раза в месяц и включает физические упражнения игрового характера, подвижные игры, эстафеты, упражнения-состя­зания. Досуг может быть физкультурно-музыкальным и в этом слу­чае разрабатывается совместно музыкальным руководителем и спе­циалистом по физической культуре (см. гл. 00).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: