Стресс- определяется разнообразием состояний человека, возникающих в ответ на экстремальное воздействие факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессов. Различают – физиологические и психологические. Физиологические – это чрезмерная физическая нагрузка, отклонения температуры, болевые ощущения и т.п. Психологические – это отрицательные эмоции, раздражительность, депрессия и т.п.
Причинами стресса являются: 1.Чрезмерная загрузка работой или малая загруженность;2.Конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования; 3. Неопределенность ролей, когда работник не уверен в том, что отнего требуют; 4. Неинтересная работа.
Менеджер должен знать особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности. Можно выделить два направления повышения готовности персонала к действиям при стрессе: во-первых, это развитие мотивов к действиям в условиях стресса и, во-вторых, формирование положительных установок к подобного рода деятельности. На практике эти два направления четко не разграничиваются и используются в следующих основных формах:
|
|
• постановка перед персоналом далеко стоящих целей высокого порядка (карьера, высокие заработки или жизненный уровень);
• формирование мотива достижения успеха (слава, известность и т.п);
• постоянное и частое во времени поощрение деятельности в условиях стресса;
• развитие «традиций фирмы»;
• коллективная форма принятия решений
Для управления деятельностью в условиях стресса следует привлекать только тех менеджеров, которых отличают следующие качества: оптимизм, энтузиазм, гибкость (сочетание мягкости и жесткости в отношении с персоналом), умение использовать личный пример, умение скрывать личные симпатии и антипатии.
Для выполнения работ в условиях стресса необходимо отбирать персонал, обладающий хладнокровием, высокой помехоустойчивостью, способностью произвольно управлять своими действиями, имеющий чувство уверенности в себе, нацеленность на положительный результат, стремление любым путем достигать поставленные цели. оптимальный уровень эмоционального возбуждения
Большое значение для успешных действий в условиях стресса имеет использование методов психорегуляций поведения персонала до начала конкретной деятельности Подобные методы делятся на две группы гетерорегуляционные (использует сам менеджер) и ауторегуляционные (использует самостоятельно работник).
Гетерорегуляционные методы:
• беседы с персоналом на отвлеченные темы (можно с дискуссией);
• убеждение, что нет иного выбора вида деятельности,
• приказ, отмечающий возможность отказа;
• гипносуггестия (в состоянии гипноза проигрывается успешный исход действий);
• аппаратное создание гипноподобного состояния, которое дополняется внушением менеджера (системы «Электросон», «Пэлана», •Аэнар» и др.).
Могут использоваться ауторегуционные методы, например аутогенная тренировка.