ü содержательно-целевой компонент;
ü организационно-деятельностный компонент;
ü эмоционально-мотивационный компонент;
ü контрольно-оценочный компонент.
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Принципы ЦПП - система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность
ЦПП строится на следующих принципа:
v гуманизации;
v демократизации;
v природосообразности;
v культуросообразности;.
v единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах;
v научности;
v доступности и нарастающей трудности;
v наглядности
v систематичности и последовательности;
v сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;
v прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
v связи теории с практикой и с жизнью;
v единства знаний и поведения;
v положительного эмоционального фона педагогического процесса;
v эстетизации детской жизнедеятельности;
v субъектности.
Правила реализации принципов педагогического процесса
Педагогические правила - система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом взаимодействии.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.
Принцип гуманизации
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора на положительные качества воспитанника;
• создание ситуации успеха;
• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.