Основные стадии процесса применения норм права

Понятие и формы реализации права

Установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующую функцию без наличия сложного механизма их реализации. Таким образом, под реализацией права понимается претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов регулируемых общественных отношений.

В одном случае реализация права — это активные положительные действия, например использование субъективного права, исполнение юридической обязанности. В другом же случае реализация права — правомерное пассивное поведение, бездействие субъектов общественных отношений, т. е. воздержание от совершения каких-либо противоправных действий.

Все имеющиеся в рамках российской правовой системы формы реализации правовых норм подразделяются на следующие виды по нескольким критериям:

1. По субъектному составу:

• индивидуальная реализация права — правовые нормы исполняются одним конкретным лицом;

• коллективная реализация права — правовые нормы исполняются группой лиц.

2. По характеру действий субъектов правовых отношений:

а) соблюдение норм права — это пассивная форма поведения субъектов общественных отношений в сфере правового регулирования. В данном случае субъекты реализации права воздерживаются от совершения действий, запрещенных правовой нормой. Нормы права, которые реализуются посредством соблюдения, называются запрещающими;

б) исполнение норм права — это активная форма поведения субъектов общественных отношений в сфере правового регулирования. В данном случае субъекты реализации права непосредственно исполняют возложенные на них законом юридические обязанности. Нормы права, которые реализуются посредством исполнения, называются обязывающими;

в) использование норм права — это совершение дозволенных законом действий, т. е. субъекты правовых отношений по собственному усмотрению используют предоставленные им субъективные права и свободы. Нормы права, которые реализуются посредством использования, называются управомочивающими.

Рассмотренные выше три формы реализации права называются формами непосредственной реализации права самими субъектами общественных отношений;

г) применение норм права — это одна из форм государственной деятельности, которая направлена на реализацию правовых предписаний в жизнь.

В рамках теории государства и права выделяют следующие две формы применения права:

• оперативно-исполнительная деятельность — это реализация нормативно-правовых предписаний путем создания, изменения либо прекращения конкретных правовых отношений на основе установленных норм права;

• правоохранительная деятельность — это охрана норм права от каких-либо нарушений, создание условий, которые предупреждают правонарушения.

По своей сущности применение права выступает в качестве организующей властной деятельности государства, которая осуществляется на профессиональной основе государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. При этом граждане не могут являться субъектами правоприменения как формы реализации правовых норм.

Применение права всегда осуществляется в рамках правоприменительных отношений, при помощи акта применения права. Правоприменительная деятельность осуществляется в процессуальном порядке, при этом она всегда сопровождается вынесением индивидуального правового акта — акта применения права.


Процесс применения права складывается из ряда разнохарактерных и взаимосвязанных действий, однако, как и все процессы, имеет начало и конец. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юридической природой: с одной стороны, данный процесс направлен на реализацию норм материального права; с другой же стороны, правоприменительный процесс опосредован нормами процедурно-процессуального права.

Отдельный правоприменительный цикл складывается из трех следующих последовательных стадий:

1. Установление фактической основы дела. В ходе данной стадии правоприменительного процесса устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми — правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Установление и анализ фактической основы дела осуществляется при помощи юридических доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке. Кроме того, данная стадия правоприменительного процесса способствует достижению объективной истины по делу и принятию правильного решения.

2. Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т. е. решается вопрос: какая норма права распространяется на данный конкретный случай.

Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, которая подлежит применению. После этого осуществляется проверка выбранной правовой нормы на предмет ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Осуществляя проверку выбранной правовой нормы, необходимо установить ее подлинный законодательный текст.

3. Принятие решения по делу. Данная стадия является основной во всем правоприменительном процессе. На этой стадии осуществляется применение права в собственном смысле этого слова. Таким образом, применяемая норма права властно распространяется на установленные по делу факты, определяются права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.

Именно в заключительной стадии — принятии решения по делу норма права приобретает индивидуально-властный характер. Кроме того, решение по делу — сопровождается вынесением индивидуально-правового акта — акта применения права.


57. Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды

Для начала следует отметить, что акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают следующими характерными, отличительными особенностями:

1. Акт применения права — это решение по конкретному юридическому делу компетентного государственного органа.

2. Акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силами государства.

3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

4. Акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т. е. он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение.

Акты применения права классифицируют по различным критериям следующим образом:

1. По субъектам правоприменения: акты применения государственных органов и общественных организаций, главы государства — Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и управления (Правительства, министерств, ведомств, территориальных органов), органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов правосудия, прокуратуры, органов надзора и контроля.

Кроме того, по субъектному составу все акты применения права подразделяются на коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности:

• исполнительные акты применения — связаны с применением диспозиции нормы права;

• правоохранительные акты применения — связаны с реализацией правовых санкций.

4. По функциональному признаку:

• акты-регламентаторы — данные акты применения права определяют круг субъектов конкретного правового отношения, указывают на объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

• правообеспечительные акты — данные акты применения права путем властных полномочий компетентных государственных органов обеспечивают реализацию правоотношений, т. е. достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения:

• акты-документы — это письменные акты применения права, которые могут состоять либо из четырех частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная; либо только из трех частей, исключая мотивировочную; либо только из двух частей: вводная и резолютивная; либо только из одной части — резолютивной. Примером последнего случая являются акты применения права, в которых содержится властное предписание: утвердить, оплатить, исполнить, освободить и т. п.;

• акты-действия — это словесные, конклюдентные (жесты, движения) акты применения права.

6. По юридическому значению:

• основные — данные акты применения права содержат завершенное решение по конкретному юридическому делу;

• вспомогательные — такие акты применения права содержат предписания, подготавливающие издание основных актов применения права.

7. В зависимости от действия во времени: акты однократного применения (штраф) и длящиеся акты применения права (регистрация брака).


58. Толкование нормы права: понятие и виды по субъектам

Для начала следует отметить, что толкование норм права —это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.

Как видно из изложенного выше определения, процесс толкования норм права состоит из двух частей:

1. Сначала толкующий субъект (интерпретатор) уясняет содержание правовой нормы лично для себя; толкование-уяснение.

2. Далее толкующий субъект разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам; толкование-разъяснение.

Вообще, первая стадия толкования — это уяснение, которое выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Данный процесс не имеет внешних форм выражения и всегда предшествует толкованию-разъяснению. Вторая стадия толкования — это разъяснение, которое объективирует результаты толкования-уяснения. Данный процесс находит внешнее выражение в письменной либо в устной форме.

Уяснение и разъяснение представляют собой две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования. Толкование права носит как объективные, так и субъективные причины. Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — это вторая, оборотная сторона процесса толкования.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит толкование-разъяснение, различаются следующие виды толкования норм права:

1. Официальное толкование — дается уполномоченным на то субъектом и закрепляется в специальном акте. Кроме того, официальное толкование имеет обязательное значение для других субъектов. Такой вид толкования вызывает юридические последствия, ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

В рамках официального толкования различаются два его основных вида: нормативное и казуальное толкование:

а) нормативное толкование — это общее толкование, которое не ведет к созданию новых правовых норм, а только лишь разъясняет смысл уже действующих. Кроме того, нормативное толкование является общеобязательным, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов правовых отношений. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой правовой нормы.

В свою очередь официальное нормативное толкование разделяется на два вида:

• аутентичное толкование (авторское) — это такой вид толкования, при котором разъяснение смысла применяемых правовых норм исходит от самого государственного органа, принявшего данные нормы права. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы;

• легальное толкование (разрешенное, делегированное) — это такой вид толкования, при котором разъяснение осуществляется теми субъектами правовых отношений, которым это поручено, разрешено, т. е. субъектами, которые не являются правотворческими органами. Примером субъекта, осуществляющего легальное толкование, является Верховный Суд Российской Федерации;

б) казуальное толкование — это индивидуальное толкование, которое не имеет общеобязательного значения и применяется к конкретному случаю. Результаты казуального толкования имеют обязательную силу только для рассматриваемого дела и не имеют значения при рассмотрении других юридических дел.

2. Неофициальное толкование — это такой вид толкования правовых норм, который осуществляется субъектами, не имеющими официального статуса, т. е. не обладающими по долгу службы полномочиями толковать нормы права. Такие субъекты осуществляют разъяснение правовых норм в форме рекомендаций и советов, которые не имеют юридически обязательного значения и лишены властной юридической силы, не влекут юридических последствий.

В рамках неофициального толкования различаются три его основных вида:

а) обыденное толкование — может осуществляться любым гражданином и проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдума;

б) профессиональное толкование — исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах, профессионалов, специалистов в области права. Субъектами такого толкования являются адвокаты, судьи, прокуроры;

в) доктринальное (научное) толкование — дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, на конференциях и т. п. Юридическое значение результатов доктринального толкования правовых норм определяется степенью убедительности и авторитетности субъектов толкования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: