Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП)
План:
- Целостный педагогический процесс, его функции и движущие силы
- Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Педагогический процесс - процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.
Педагогический процесс
Реализуются в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности: |
деятельность воспитуемого (обучаемого) и детского коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности)
деятельность педагога (педагогически целесообразные и обоснованные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия
ФункцииЦПП:
Воспитательная,
Образовательная,
Развивающая,
Социальная (функция социализации).
Движущие силы ЦПП
Внешние противоречия
Ø Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью имсоответствовать.
Ø Между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса неупорядоченным влиянием социальной среды идругих факторов.
Ø Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.
Ø Между обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.
Ø Между новыми воспитательными или образовательными задачами и личным уровнем воспитанности и обученности ребенка.
Ø Между коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями.
Ø Между регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью воспитанника.
Ø Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
Внутренние противоречия
Ø Между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек.
Ø Между сформированным идеалом личности и реальным поведением.
Ø Между долгом, поведением и чувствами.
Ø Между притязаниями и возможностями.
Ø Между оценкой и самооценкой.
Психолого-педагогические основы ЦПП