Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Под федерализмом понимается форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы:
Формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации.
Субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Конституцией. Каждый субъект может иметь свою правовую и судебную систему.
Становление государственной системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства и тенденциями развития федеративных отношений в России.
Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.
В любом федеральном государстве механизм формирования ОГВ – прерогатива субъекта, а данный закон мало соответствует принципу федерализма.
Из 89 субъектов только 10 являются прибыльными. Характер взаимоотношений между центром и регионами определяется, в основном, объемом и порядком распределения финансовых ресурсов. Методы распределения трансфертов из федерального бюджета несовершенны. Центр пока не научился регулировать федеративные отношения с помощью существующей трансфертной схемы.
Таким образом, особенности современного государственного устройства России порождают ряд проблем, связанных с развитием и регулированием федеративных отношений, необходима дальнейшая разработка научных основ региональной стратегии и политики в рамках государственного управления.