Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

12. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за­кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен­ный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;


в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

13. Принципы права представляют собой основные, исходные положения, идеи пра-
ва, на базе которых возвышается вся правовая система государства.
С точки зрения И.А. Иванникова, категория принципов права выполняет важные
функции не только в юридической, но и во всей социальной сфере2. Сущность принци-
пов право состоит в том, что они характеризуют онтологические закономерности права
как самостоятельного общественного явления, выражая его социальную ценность и
предназначение.
«Принципы права выступают элементами конкретной правовой идеологии и ха-
рактеризуют, таким образом, важнейшие течения политико-правовой мысли человечест-
ва. Принципы играют важнейшую роль в правотворчестве и правоприменении»3.
Принципы право можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от исторического типа права – на рабовладельческие (принцип та-
лиона), феодальные (принцип сословного неравенства), капиталистические (принцип
свободы предпринимательства и охраны частной собственности), социалистического
(принцип приоритетной защиты государственной собственности), а также принципы
права переходного периода от одного типа к другому.
По сфере действия принципы права делят на следующие группы:
1) общеправовые;
2) отраслевые;
3) межотраслевые;
4) принципы правовых институтов4.
Общеотраслевые принципы права распространяют свое действие на всю право-
вую систему. К ним относят: демократизм, гуманизм, интернационализм, справедли-
вость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, гласность и т.д.
Отраслевые принципы – выступают руководящими началами, определяющими
содержание ведущих подразделений национального права и законодательства. Как пра-
вило, на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие ___________только конкретную
отрасль права. Например, в гражданском праве действует принцип свободы воли для
сторон гражданско-правового договора, в земельном праве признаются принцип множе-
ственности и правового равенства всех форм собственности на землю.
Межотраслевые принципы определяют характер нескольких отраслей права.
Так, принцип личной ответственности присущ уголовному и административному праву;
принцип состязательности является «краеугольным камнем» современного уголовно-
процессуального и гражданско-процессуального права.
1 См.: Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права: Учебное
пособие. – С. 373–378.
2 См.: Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – С. 50.
3 Там же.
4 См.: там же. С. 51.
Общая теория права
208
Принципы правового института действуют в рамках конкретного института
права. Например, в рамках конституционно-правового института «Президента РФ» дей-
ствует принцип неприкосновенности главы государства.
Наряду с принципами права существуют юридические презумпции и аксиомы.
«Правовая презумпция – это закрепленное в норме права предположение о на-
личии или отсутствии юридических фактов»1.
Выделяют следующие правовые презумпции:
1) презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления счи-
тается невиновным, пока его виновность не будет доказана соответствующим судом в ус-
тановленном законом порядке;
2) презумпция знания закона. Незнание законов не освобождает от ответственности
за их нарушение;
3) презумпция справедливости закона;
4) презумпция авторства. Считается, что автором романа, картины, скульптуры и т.д.
является тот, под чьей фамилией опубликовано (сделано, нарисовано) произведение, по-
ка иное не будет доказано в установленном законом порядке.
«Правовые аксиомы, – пишет И.А. Иванников, – это положения, принимаемые за
истину и не требующие специального юридического доказывания»2. Современная наука
опирается на аксиомы как на исходные, проверенные жизнью данные или доказанные в
рамках неопровержимых эмпирических испытаний.
В юриспруденции содержатся следующие аксиомы:
а) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение;
б) люди рождаются свободными и равными в своих правах;
в) гнев не оправдывает правонарушения;
г) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого;
д) тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного;
е) никто не может быть судьей в своем собственном деле.
Юридические фикции представляют собой особые приемы, связанные с подведе-
нием действительности к определенным правовым формулам, открывающим дорогу к ле-
гальным умозаключениям (выводам), имеющим юридическое значение. Например, юри-
дической фикцией является объявление гражданина умершим в судебном порядке, если в
месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет и в других
случаях, предусмотренных ст. 45 ГК РФ.
Правовые аксиомы, презумпции и фикции, как правило, дополняют собой клас-
сические юридические нормы и способствуют легальному регулированию отношений
между людьми.
1 Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – С. 52.
14. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная

1.

1. на создание правовых норм, а также

2. на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Сущность правотворчества:

·

· это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: