Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
|
|
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
|
|
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
12. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.
|
|
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
13. Принципы права представляют собой основные, исходные положения, идеи пра-
ва, на базе которых возвышается вся правовая система государства.
С точки зрения И.А. Иванникова, категория принципов права выполняет важные
функции не только в юридической, но и во всей социальной сфере2. Сущность принци-
пов право состоит в том, что они характеризуют онтологические закономерности права
как самостоятельного общественного явления, выражая его социальную ценность и
предназначение.
«Принципы права выступают элементами конкретной правовой идеологии и ха-
рактеризуют, таким образом, важнейшие течения политико-правовой мысли человечест-
ва. Принципы играют важнейшую роль в правотворчестве и правоприменении»3.
Принципы право можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от исторического типа права – на рабовладельческие (принцип та-
лиона), феодальные (принцип сословного неравенства), капиталистические (принцип
свободы предпринимательства и охраны частной собственности), социалистического
(принцип приоритетной защиты государственной собственности), а также принципы
права переходного периода от одного типа к другому.
По сфере действия принципы права делят на следующие группы:
1) общеправовые;
2) отраслевые;
3) межотраслевые;
4) принципы правовых институтов4.
Общеотраслевые принципы права распространяют свое действие на всю право-
вую систему. К ним относят: демократизм, гуманизм, интернационализм, справедли-
вость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, гласность и т.д.
Отраслевые принципы – выступают руководящими началами, определяющими
содержание ведущих подразделений национального права и законодательства. Как пра-
вило, на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие ___________только конкретную
отрасль права. Например, в гражданском праве действует принцип свободы воли для
сторон гражданско-правового договора, в земельном праве признаются принцип множе-
ственности и правового равенства всех форм собственности на землю.
Межотраслевые принципы определяют характер нескольких отраслей права.
Так, принцип личной ответственности присущ уголовному и административному праву;
принцип состязательности является «краеугольным камнем» современного уголовно-
процессуального и гражданско-процессуального права.
1 См.: Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права: Учебное
пособие. – С. 373–378.
2 См.: Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – С. 50.
3 Там же.
4 См.: там же. С. 51.
Общая теория права
208
Принципы правового института действуют в рамках конкретного института
права. Например, в рамках конституционно-правового института «Президента РФ» дей-
ствует принцип неприкосновенности главы государства.
Наряду с принципами права существуют юридические презумпции и аксиомы.
«Правовая презумпция – это закрепленное в норме права предположение о на-
личии или отсутствии юридических фактов»1.
Выделяют следующие правовые презумпции:
1) презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления счи-
тается невиновным, пока его виновность не будет доказана соответствующим судом в ус-
тановленном законом порядке;
2) презумпция знания закона. Незнание законов не освобождает от ответственности
за их нарушение;
3) презумпция справедливости закона;
4) презумпция авторства. Считается, что автором романа, картины, скульптуры и т.д.
является тот, под чьей фамилией опубликовано (сделано, нарисовано) произведение, по-
ка иное не будет доказано в установленном законом порядке.
«Правовые аксиомы, – пишет И.А. Иванников, – это положения, принимаемые за
истину и не требующие специального юридического доказывания»2. Современная наука
опирается на аксиомы как на исходные, проверенные жизнью данные или доказанные в
рамках неопровержимых эмпирических испытаний.
В юриспруденции содержатся следующие аксиомы:
а) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение;
б) люди рождаются свободными и равными в своих правах;
в) гнев не оправдывает правонарушения;
г) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого;
д) тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного;
е) никто не может быть судьей в своем собственном деле.
Юридические фикции представляют собой особые приемы, связанные с подведе-
нием действительности к определенным правовым формулам, открывающим дорогу к ле-
гальным умозаключениям (выводам), имеющим юридическое значение. Например, юри-
дической фикцией является объявление гражданина умершим в судебном порядке, если в
месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет и в других
случаях, предусмотренных ст. 45 ГК РФ.
Правовые аксиомы, презумпции и фикции, как правило, дополняют собой клас-
сические юридические нормы и способствуют легальному регулированию отношений
между людьми.
1 Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – С. 52.
14. Понятие и принципы правотворчества
|
|
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная
1.
1. на создание правовых норм, а также
2. на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.
Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.
Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
Сущность правотворчества:
·
· это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.
На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.