Nativity, c.1420-25, Dijon, Musee des Beaux-Arts

Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Все персонажи этой картины — от величавой коленопреклоненной Богоматери до вола, глядящего сквозь дранку обветшалой стены хлева, — переданы живо и убедительно, с замечательным совершенством. В то же время они не связаны друг с другом, их можно рассматривать лишь по отдельности. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок? На этот вопрос Кампен нашел удивительно простой ответ: он подчинил композицию картины не законам геометрии и оптики (как поступали его современники в Италии), а простой логике домашнего уюта, так хорошо знакомой любому нидерландцу. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка.

В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ — "Портрет Робера де Масмина" (до 1430, известен в двух вариантах — в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Толстое обрюзгшее лицо модели предстает во всей своей не слишком приглядной выразительности, убеждая в желании мастера быть верным натуре.


Портретмужчины, 1430, Собрание Тиссен-Борнимисса, Лугано

Подчеркнутая телесность и пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур "Марии с Младенцем" и "Святой Вероники"; объемность пластики еще более заметна в "Троице", написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).



Flemalle Panels, Saint Veronica, Frankfurt, Staedelsches Kunstinstitut


Flemalle Panels, Madonna and Child,с.1430, Frankfurt, Staedelsches Kunstinstitut


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: