У голымбы только горенка одна

В подобном случае нельзя поставить (2) ко второй строке в строфе, т.к. она – является началом следующей песенной строфы.

Особую форму записи следует выбирать для отражения диалектных особенностей, специфики местного наречия. Песенный текст пишется с сохранением распевных слов, частиц, предлогов: «ой, ай, э-ой, эй-ну, о-е-ей» и т.п. Важно в записи слов отмечать подчеркнутое произношение характерных для местного говора гласных, т.е. «оканье», «аканье», «еканье» и т.п., а также согласных «ч=с», «ч=щ», «ч=ц», и т.п., сочетания букв «хв», «тс», «дз» и т.п. Но если таких признаков в текстах оказывается много и при чтении слов затрудняется понимание смысла содержания, то можно параллельно использовать две транскрипции записи слов:

а) точное произношение;

б) литературное изложение.

Это также относится к распевам казачьих песен, где слово может быть разбито вставными гласными, словообрывами, частицами. Либо, особенно оговорив специфику произношения отдельных букв, не вносить их в текст песни, а оставить в примечаниях.

Особенно эта проблема касается песен на украинском, белорусском, чувашском, удмуртском и других языках. В них обязателен подстрочный или смысловой перевод, а для правильности произношения – фонетические пояснения.

И, наконец, последнее. Прочитав текст песни, разборчиво изложенный, нередко встретим слова и выражения, которые имеют местное значение и требуют пояснения (перевода). Такие пояснения следует делать в конце каждого конкретного текста, отметив нужное слово знаком *) или цифрой –1), 2), 3).


В результате подобной работы с текстами песен можно составить небольшой (хотя бы от 10-ти и более слов) «словарь местных слов и выражений», который может быть помещен в конце песенного сборника в качестве приложения или использован для характеристики местного диалекта во вступительной статье.

Содержание вступительной статьи и определение темы

Работы

Основой для содержания вступительной статьи является собственно расшифрованный материал, но это не краткие комментарии к песням сборника, а всестороннее освещение целого круга вопросов, связанных с историко-этнографическими сведениями, собранными в экспедициях и полученными из литературных источников, а также личные наблюдения и выводы собирателей, характеризующие музыкально-стилистические и исполнительские признаки представленного песенного материала. Поэтому обязательными во вступительной статье должны быть две части (или два блока вопросов):

I – Историко-этнографическая

II – Музыкально-стилистическая.

В итоге всего изложенного выше желательно сформулировать рекомендации об использовании певческого материала в исполнительской практике. Они могут быть даны как в обобщенном виде (и входить в план II раздела), так и в развернутом (сценическая постановка обрядовых фрагментов, описание народных игр, танцев, праздничных действий и т.п.). Тогда это может составить самостоятельную часть вступительной статьи.

Сформулировать тему работы удобнее (рациональнее) после определения плана вступительной статьи, а иногда и ее написания, так как помимо указания географического региона и жанровой принадлежности представленного в сборнике песенного материала (стоит на первом месте), в тему следует включить и название основной проблемы, раскрываемой в тексте вступительной статьи (помещается в скобках).

Например:

«Песни протяжного склада, записанные в селах Курской области» (Традиции сохранения, бытования и исполнения).

«Лирические, хороводные, игровые песни сел Владимирской области, напетые К.И. Жуковой» (Исполнительская традиция сольного пения).

«Свадебные песни южных сел Рязанской области»

( Общие региональные особенности свадебного обряда. Сценарий фрагментов свадебного действия).

Перечень вопросов, которые можно раскрыть в историко-этнографической части вступительной статьи, определяется в каждой работе индивидуально, но обязательными являются:

- обоснование структуры и содержания сборника расшифрованных песен;

- сведения (рассказ) об экспедициях и исполнителях, песни которых вошли в сборник (путевой дневник).


Дальнейший выбор содержания, для этой части вступительной статьи, определяется имеющимися данными по следующим вопросам:

- из истории собирания музыкального фольклора области (края);

- из истории местности (происхождение топонимических названий, заселения местности, народные легенды, истории, события);

- архитектура села (расположение в рельефе местности, устройство дворов, усадеб, мест для проведения народных праздников);

- домашнее убранство, устройство жилища, утварь, украшение;

- народно-бытовые традиции (семейные обряды, праздники, будни);

- виды занятий крестьян (местные и отходные промыслы);

- художественные ремесла и промыслы;

- народные праздники;

- одежда (будничная, праздничная, изготовление, сохранность, зарисовки, фото);

- особенности местных говоров;

- народные инструменты (традиционно местные, изготовление, исполнение).

Поскольку обычно для составления этой части вступительной статьи приходится пользоваться источниками как учебного, научно-исследовательского склада, так и публицистической, и художественной литературой, а, кроме того, каждый автор должен рассказать о личных впечатлениях, сделать свои выводы и изложить их своим языком, то особое внимание следует обращать на единство стиля изложения.


В процессе написания текста вступительной статьи нужно учитывать правила пользования литературными источниками:

а) цитируемое дословно берется в кавычки, источник указывается в сноске (автор, название, год издания, страница);

б) при пересказывании суждений, мыслей взятых из печатных трудов, указывается авторство, например:

«Как считает В.М. Щуров….»

«По выражению писателя-этнографа ……»

«Как писали летописи в XV – XVI в.в. …….» и т.п.

В этом заключается этика написания научно-исследовательской работы, где не должно быть места простому переписыванию чужих трудов (плагиату).

Для стилистического обзора песенного материала могут быть взяты за основу следующие вопросы (пройденные в курсе РНМТ):

- особенности композиции поэтического содержания песен и форм его изложения, средства поэтической выразительности;

- структурные особенности песенных форм;

- типы стихосложения, принципы тактировки, размер, характер звучания;

- ладовая организация напевов;

- мелодика;

- многоголосие;

- исполнительская манера, певческие приемы;

- фонетические особенности в произношении песенных текстов.

Не следует представлять музыкально-стилистический анализ каждой песни сборника. Но эта работа должна быть проделана предварительно, в рабочем порядке, для того чтобы потом обобщить и выявить характерные черты (см. таблицы для анализа. Приложение №5, стр. 17). Поэтому в разделе «Музыкально-стилевые и исполнительские особенности» нужно охарактеризовать главные, наиболее яркие свойства песенного материала и его исполнительские возможности. Здесь же (это удобно сделать в разделе «Заключение») могут быть кратко изложены пожелания, комментарии для практического применения собранного и представленного в сборнике песенного материала. Наиболее ценными считаются объяснение и описание обрядовых действий, танцевальных движений, игр, диалогов, которые помогут в сценической постановке сохранить черты подлинности. Об этом, как правило, пишется в этнографической части вступительной статьи.

Текст вступительной статьи обязательно иллюстрируется:

- в историко-этнографической части это могут быть карта или графический чертеж местности;

- художественные – виды природы, селений, жилья, убранства домов;

- фото исполнителей и моментов записи;

- зарисовки или фото одежды, танцевальных движений и т.п.

В музыкальном разделе статьи - нотные примеры, подтверждающие те или иные положения музыкально-стилистического анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: