Комплекс мер экономической политики в ТЭК

Существует комплекс мер экономического регулирования - это и тарифная, и ценовая, и налоговая, и таможенная, и инвестиционная, и антимонопольная, и конкурентная политики. Их объединяет то, что все они должны быть направлены на решение экономическими методами задач полного обеспечения прогнозируемого роста внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы, их экспорта, обеспечения потребностей бюджетной системы. Дадим краткую характеристику вышеперечисленным видам политики:

Тарифная и ценовая политика в ТЭК проводится как на регулируемых рынках естественных монополий, так и на свободных.

Главная задача тарифной политики естественных монополий состоит в том, чтобы не допустить ускорения темпов инфляции за счет необоснованного роста цен. Государство, регулируя тарифы и цены на продукцию предприятий-монополистов, будет исходить из обязательного соотношения цен на энергоносители и на другие товары, и учитывать реальные доходы населения. Необходимое повышение цен на природный газ должно осуществляться поэтапно с учетом фактических и прогнозных макроэкономических показателей развития российской экономики, стоимости потребительской корзины, а также адаптации к новым ценам энергоемких отраслей. Кроме того, необходимо разработать и реализовать концепцию рынка газа, чтобы обеспечить внутренний рынок поставками газа по свободным ценам и переход к регулированию тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводом.

На либерализованных рынках нефти, нефтепродуктов и угля экономическая политика должна обеспечить удовлетворение внутреннего спроса на них, в том числе путем использования мер таможенного, тарифного и антимонопольного регулирования и сдерживания роста цен.

Ценовая политика в отраслях ТЭК должна обеспечить:

· макроэкономическую стабильность;

· формирование уровня цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, которые создают благоприятные условия для подъема экономики, являются приемлемыми для населения и обеспечивают эффективное функционирование и развитие ТЭК;

· создание барьеров для неоправданного роста цен, в том числе усиление антимонопольного контроля и регулирования цен на свободных рынках, чтобы не допустить их необоснованное завышение;

· формирование системы таможенных и акцизных платежей за экспортируемую продукцию ТЭК.

Налоговая политика в ТЭК должна занимать ведущее место и обеспечить: во-первых, создание стабильного, предсказуемого налогового режима, учитывающего различия в горно-геологических условиях недропользования и местонахождения участков недр, а также состояние экономической конъюнктуры; а, во-вторых, переход к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства, развитие и эффективное использование сырьевой базы ТЭК.

Предприятия могут освобождаться от налогообложения части прибыли, инвестируемой в реализацию Программ Обеспечения Энергетической Безопасности (ПОЭБ), либо облагаться налогом на прибыль по пониженной ставке (инвестиционная скидка). Размеры налоговых льгот должны дифференцироваться в зависимости от степени приоритетности стимулируемого проекта (мероприятия), финансового состояния предприятия и региона, где реализуется проект, и других факторов.

Кредитная политика является основой важнейшей группы инструментов стимулирования ПОЭБ. В связи с переходом от бюджетного финансирования к кредитованию роль этого инструмента особенно значима. Суть стимулирующих инструментов - либо предоставление государством кредита на льготных условиях - под пониженный процент, на более длительный срок, с отсрочкой погашения - либо предоставление Правительством РФ или администрациями регионов гарантий под частные, в том числе иностранные, кредиты, выдаваемые для реализации мероприятий в рамках ПОЭБ.

Для выполнения мероприятий и проектов, в которых общество особо заинтересовано, соответствующим хозяйствующим субъектам должны выдаваться дотации к их вложениям, а также целевые субсидии из федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов. Субсидии должны предоставляться прежде всего для выполнения мероприятий, повышающих устойчивость тепло-, электро- и топливоснабжения населения, объектов социальной инфраструктуры и сельского хозяйства. Дотации должны выделяться в основном на конкурсной основе.

Стимулированию ПОЭБ служит такой инструмент таможенной политики государства, как установление пониженных тарифов на ввоз (вплоть до беспошлинного) оборудования и материалов для выполнения ПОЭБ, прежде всего не выпускаемых отечественной промышленностью.

В порядке поддержки ПОЭБ государственным структурам целесообразно брать на себя, полностью или частично, организацию, координацию и финансирование предусмотренных ПОЭБ исследований и разработок, а также составление документов ПОЭБ. В составе рассматриваемых НИОКР - создание нового оборудования и технологий, проекты перевооружения и реконструкции объектов ТЭК в интересах энергетической безопасности (ЭнБ), исследования в области надежности, безопасности энергетических объектов и систем, по обоснованию рационального уровня самообеспечения ТЭР, а также уровня централизации энергоснабжения и т.п.

Для смягчения ценовых колебаний и объективного формирования цен необходимо активизировать работу по формированию отсутствующих в стране рыночных институтов:

· бирж для определения независимыми субъектами рынка равновесной цены на энергоресурсы в каждый конкретный момент времени;

· фьючерсного рынка контрактов как инструмента определения ценовых ориентиров с инструментами страхования ценовых рисков (хеджирования);

· государственного нефтяного резерва, который находился бы под контролем государства, включая коммерческие запасы нефтепродуктов, которые позволили бы усилить роль государства в ценообразовании на нефтяном рынке.

В результате реализации намеченных мер экономической политики в России сложатся эффективно развивающиеся ТЭК и конкурентный энергетический рынок, полностью удовлетворяющие потребности растущей экономики России в энергоресурсах и постепенно интегрирующиеся в мировые энергетические рынки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: