Нарушения голоса – это отсутствие или расстройства фонации, вследствие патологических изменений голосового аппарата
- дисфония – частична потеря
- афония – отсутствие правильного голосообразования
Голосовой аппарат человека
1. Энергетический (органы дыхания: трахея, легкие, бронхи). Дыхание бывает: речевое, обычное (ритмичное)
2. Генераторный (гортань и голосовые складки)
3. Резонаторный отдел (полость рта, носа, носоглотки)
Теории голосообразования:
1. Миоэластическая (от греч. mys [myos] - «мышца»; elastikos – “упругий, гибкий»). 1741 г., А.Ферейн (эластичность связок без учета центральных органов)
2. Нейромоторная (нейрохроническая) теория. 1950 г. Р.Юссен. (управление через центральный аппарат речи)
Голосовые складки могут быть:
- разомкнуты (молчим)
- смыкание (для фонации)
Все гласные и звонкие согласные произносятся с сомкнутыми складками, глухие с разомкнутыми. При шепоте складки смыкаются, но не полностью.
Акустические свойства голоса
Все разнообразие акустических качеств голоса является следствием изменения во времени трех важных акустических параметров звука соответственно:
|
|
Чистота колебаний ® высоты
Их амплитуды ® силы
И состава сложного звука ® тембра звука, его спектра
Существует три типа голосоподачи (атака звука)
- Придыхательная атака – легкий выдох, затем смыкаются и вибрация голосовых складок
- Мягкая (биологически более правильная) атака – момент смыкания голосовых складок совпадает с моментом подачи воздушной струи
- Твердая атака- сначала смыкание голосовых складок, затем подача воздушной струи
Периоды развития детского голоса
1. Дошкольный: от рождения до 6-7 лет. Характеризуется неполной анатомо-физиологической зрелостью голосового аппарата. Детская гортань в 2-2,5 раза меньше по размеру, голосовые складки более короткие, детский голос выше. Голосовые складки колеблются не всей поверхностью, а только краем ® амплитуда колебаний маленькая, диапазон звучания маленький, выдыхаемая струя воздуха слабая, грудной резонатор мал по объему и слаб.
2. Домутационный: от 6-7 лет до 13 лет. Анатомическое и физиологическое созревание голосового аппарата. К 12 годам голосовой аппарат по месту расположения и морфологическому строению соответствует голосовому аппарату взрослого.
3. Мутационный: 13-15 лет. Резкое изменение речевой функции и аппарата за короткий период времени. У девочек голос меняется постепенно, теряя свои детские свойства. У мальчиков резкая перестройка голосового аппарата, мутация голоса под влиянием половых гормонов. Отмечается дизорганичный, неравномерный рост отдельных частей речевого аппарата: Гортань увеличивается в 1,5-2 раза, щитовидный хрящ увеличивается и передний угол образует кадык. Увеличиваются голосовые складки (длина, толщина, ширина), объем языка, гортань начинает занимать более низкое положение, но рост резонаторов отстает. Голос не успевает за изменениями и звучит нестабильно.
|
|
Выделяют три стадии мутации:
- начальная: отмечаются покраснения, отечность, голос более жесткий и сильный, теряет высокие тона
- основная: покраснения слизистой оболочки всей гортани, может возникать несмыкание задней трети голосовых складок – мутационный треугольник. Голос звучит неустойчиво. Длится, примерно. 2 месяца
- конечная: характеризуется устойчивым голосообразованием, отсутствием или срывами голоса.
4. Послемутационный. 15–17 лет. Закрепление механизмов голосообразования взрослого человека.
общая характеристика нарушений голоса
Нарушения голоса бывают: врожденные, приобретенные, один из компонентов речевого дефекта (ринолалия), самостоятельные дефекты.
Этиология речевых нарушений:
49% причин не найдено
3% - травмы
10% - голосовая нагрузка
16% - производственные вредности
22% - связаны с перенесенными инфекциями
Причины речевых нарушений:
- эндокринные расстройства
- заболевания сердечнососудистой системы
- заболевания пищеварительного тракта
- заболевания органов дыхания
- длительное воздействие внешних вредных факторов
- механические повреждения голосового аппарата
- последствия простудных заболеваний
- нарушения центральных механизмов голосообразования
- систематическое перенапряжение голоса
- психические травмы.
Классификация голосовых расстройств по этнопатогенетическим механизмам
Органические расстройства (всегда нарушена анатомия) | Функциональные расстройства (изменения функции) | ||
центральные | периферические | центральные | периферические |
- Афония и дисфония при дизартрии (органически обусловленные парезы и параличи гортани, голосовых связок, мягкого неба) | - Дисфония и афония при острых и хронических ларингитах - Краевой и односторонний хордит - Доброкачественные образования гортани: (папилломы, узелки и полипы) - Рубцовые изменения и стенозы гортани - Нарушения голоса после ларинготомии | - Функциональная психогенная афония - Истерический мутизм | - Гипотонусная (гипофункциональная) дисфония - Гипертонусная (гиперфункциональная) дисфония - Смешанные гипертонусные и гипотонусные дисфонии - Фонастения (острая и хроническая) - Патологический мутизм |
Если функциональные нарушения не лечатся, то они переходят в органические.