Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Программа курса «Психология принятия решения» реализуется в форме лекций и практических занятий. К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм:

· принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых;

· высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя);

· обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем;

· наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала;

· повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий;

· направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо:

1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.

4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.

5. Анализ конкретных ситуаций.

6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов. Использование экспериментов.

7. Использование фактических данных жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы.

8. Использование наглядного материала на лекции (презентация, демонстрация видеоматериалов, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем,).

9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.

10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.

11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.

12. В работе с основными понятиями, преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако, можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия:, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием схем, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие, ведение словариков психологических понятий.

Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: