Учет и регистрация земель лесного и водного фонда

Правовой режим земель лесного фонда. Понятие лесной участок.Учет земель лесного фонда. Учет земель водного фонда

Леса в России занимают 64,5% ее территории. Это одно из важнейших богатств нашей страны, ее «легкие».Под особой защитой государства находятся защитные леса - наиболее ценные, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Согласно Лесному кодексу РФ лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Однако право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда не зарегистрировано, а на леса, расположенные на землях поселений, могут быть установлены иные формы собственности.

В советский период все леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 г. N 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: 1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; 2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее - сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса РФ). Таким образом, в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97. ¦22-ФЗ к лесному фонду Российской Федерации относятся все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений).

Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (вступил в действие с 1,01.2007 г) у станавливаются новые принципы лесного законодательства, правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.

Лесным фондом являются все леса, за исключением лесов расположенных на землях обороны и на землях населенных пунктов, а также древесно-кустарниковая растительность расположенная на;

землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог;

землях водного фонда (полосах отвода каналов).

Границы земель лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Видами прав пользования участками лесного фонда являются: аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование Правами пользования участками лесов не входящих в лесной фонд являются: безвозмездное и краткосрочное пользование.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Приводится перечень видов использования лесов и определяются особенности осуществления каждого из них.

Вводится понятие лесной декларации, представляющей собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Определяются основания ограничения и приостановления использования лесов, способы и методы охраны лесов от пожаров, от загрязнения радиоактивными веществами, защиты лесов, санитарной безопасности в лесах.

Леса согласно Лесного кодекса (ст.10) подразделяются:

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

К защитным лесам относятся леса, основным назначением которых, является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функции, а также леса особо охраняемых территорий. Они подразделяются на следующие категории защитности:

-запретные полосы лесов по берегам рек.озер. водохранилищ и других водных объектов;

-запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

-противоэрозионные леса;

-защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

-государственные защитные лесные полосы;

-ленточные боры;

-леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и мало лесных горных территориях, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды;

-леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

-леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

-леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

-особо ценные лесные массивы (имеющие научное или историческое значение, памятники природы)

орехово-промысловые зоны, лесоплодовые насаждения.притундровые леса, леса государственных природных заповедников, национальных парков.

Устанавливается порядок аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также особенности предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Устанавливается также порядок купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.

Организатором аукциона является продавец права на заключение договора аренды лесного участка или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация. В целях обеспечения оборота лесных участков предусматривается кадастровый учет лесных участков, границы и характеристики которых определяются на основании лесоустройства.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса, то есть с учетом правил, установленных при проведении лесоустройства, проектировании лесных участков и ведении их государственного кадастрового учета. Таким образом, традиционное для лесного права понятие участка лесного фонда замещено понятием лесного участка. При этом вместо правовых категорий «участок лесного фонда» и «леса, не входящие в лесной фонд» применяются термины «земли лесного фонда» и «земли иных категорий, на которых располагаются леса».

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Принимая во внимание, что правовое регулирование оборота земель лесного фонда отлично от регламентации оборота земель иных категорий, на которых расположены леса, можно определить следующие отличия. Исходя из того, относится лесной участок к землям лесного фонда или к землям иных категорий, применяется и правило о необходимости регистрации права собственности при государственной регистрации распоряжения таким объектом недвижимости. В случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, то в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение им возможно только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

В случае если лесной участок расположен на землях иных категорий и право государственной собственности на него не разграничено, то отсутствие государственной регистрации права собственности на него не является препятствием для осуществления распоряжения им. Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

Ранее распоряжение участками лесного фонда осуществляли территориальные органы Рослесхоза, однако 5 июня 2007 года вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 314 «О полномочиях федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений», которым полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом были исключены из предмета ведения Рослесхоза и его территориальных органов..

Учитывая нормы пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение лесными участками на землях иных категорий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае если государственная собственность на земельные участки в составе земель иных категорий разграничена, то государственная регистрация права осуществляется по заявлению соответствующего собственника и им же осуществляется распоряжение таким лесным участком.

Принимая во внимание, что, исходя из содержания статьи 5 Лесного кодекса, лес рассматривается как самостоятельный природный ресурс, отличный от земли, следует вывод, что и предоставляться он может только на тех видах права, которые установлены самим Лесным законодательством. Согласно статье 9 Кодекса лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования лесными участками.

В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса, право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, государственная регистрация договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком требуется в той мере, как она требуется для регистрации этих договоров в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса. Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Допускается использование лесов на основе лесоустроительной документации вплоть до утверждения лесохозяйственных регламентов. Леса первой группы признаются защитными лесами. Земли лесных поселков переводятся в земли поселений. Указывается, что до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством в другие организационно-правовые формы.

Лесохозяйственный регламент в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Объектом аренды может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. По договору лесной участок предоставляется для использования в следующих целях:

а) заготовка древесины;

б) заготовка живицы;

в) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

г) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

д) ведение охотничьего хозяйства;

е) ведение сельского хозяйства;

ж) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;

з) осуществление рекреационной деятельности;

и) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

к) выращивание дикорастущих плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

л) осуществление работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых;

м) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

н) строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

о) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

п) иные цели, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.

Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:

а) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

б) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

в) использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

г) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аукционы по продаже права на заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются:

а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;

б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.

Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.

Договор содержит следующие существенные условия:

а) сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть;

б) срок договора;

в) виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;

г) размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы;

д) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

В договоре также указываются следующие условия:

а) права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов;

б) ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени);

в) основания и порядок расторжения и изменения договора;

г) сведения об обременении, ограничении использования лесного участка;

д) иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон).

Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Договор заключается на срок от 10 до 49 лет, а в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил, на срок от 1 года до 49 лет.Срок договора определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

2. Государственный учет земель лесного фонда

Представляет собой описание количественного и качественного состояния лесов, на основании которого формируется банк данных Лесного фонда Российской Федерации¦. По периодичности ведения государственный учет лесного фонда делится на первичный, плановый, текущий.

Первичный учет ведется при закладке леса. В этом случае лесхозом заполняются и предоставляются Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по субъекту РФ (далее Управление природными ресурсами) все формы отчетной документации.

На основании материалов первичного учета ежегодно проводится учет текущих изменений, к которому прикладывается пояснительная записка с указанием причин изменений, произошедших в лесном фонде. При текущем учете ежегодно вносятся сведения об изменениях, произошедших в состоянии лесов, исправляются ошибки, допущенные при первичном учете лесного фонда, вносятся дополнительные, ранее не внесенные сведения. Основанием для внесения изменений в учетную документацию являются акты Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Минприроды РФ, различные акты натурного обследования лесов, повлекших за собой изменения в составе лесного фонда или составе лесов.

Плановый учет лесного фонда проводится раз в пять лет и отражает изменения по всему лесному фонду в целом. Учетная документация по всему единому государственному лесному фонду в целом обновляется не позднее чем за год до разработки проекта пятилетнего государственного плана экономического и социального развития. Государственный учет лесного фонда базируется на материалах лесоинвентаризации и лесоустройства.

Раз в 5 лет информация текущего учета по лесхозу предоставляется в Управление природными ресурсами, где осуществляется ее проверка и генерализация с целью дальнейшей передачи в Минприроды РФ. На основании документации планового учета и пояснительных записок, предоставляемых лесхозами. Управлением природными ресурсами субъекта Российской Федерации составляется анализ динамики лесного фонда по каждому лесхозу, который передается в Минприроды. Затем составляется сводная документация государственного учета лесного фонда, которая рассматривается специальной коллегией Минприроды. В результате коллегия утверждает учетную документацию и готовит к изданию, подлежащие опубликование сведения о лесном фонде. В случае, если коллегия не утверждает учетную документацию по причине недостаточности или противоречивости предоставленных сведений, сводная документация направляется в Управления природными ресурсами субъектов Российской Федерации, где выявляются возможные ошибки и производится корректировка данных.

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда.договора концессии участка лесного фонда. а также лесорубочного билета, ордера, или лесного билета.

Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда, обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации. Органов местного самоуправления. Заинтересованных граждан и юридических лиц.

Государственный учет лесного фонда Российской Федерации основан на учетной документации лесхозов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 30.05.97 №72 (рис. 8). Она состоит из 3 форм и 12 подразделов. Контроль за соблюдением установленного порядка ведения документации государственного учета лесного фонда осуществляет Минприроды, которая не реже одного раза в год публикует перечни информации о лесном фонде, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации различным категориям пользователей на безвозмездной основе и за плату. Существенным недостатком сложившейся системы государственного кадастрового учета лесного фонда является неотработанный процесс его ведения в автоматизированном режиме, требующим специальной кодификации каждого параметра вводимого в систему. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда.договора концессии участка лесного фонда. а также лесорубочного билета, ордера, или лесного билета.

Рисунок 8. Учетная документация земель лесного фонда

Характеристика лесного участка включает общую площадь, в том числе лесные земли(покрытые лесной растительностью, вт.ч.покрытые лесными культурами, лесные питомники, плантации и непокрытые лесной растительностью) и нелесные земли (дороги, просеки, болота и др.). По данным государственного учета в РФ из общей площади земель лесного фонда 1105 млн.га на долю лесных приходится 72.4% или 800,2 млн.га, в том числе покрытые лесом 65,8%(726,5 млн.га), не покрытые лесом 6,7% (73.3 млн.га).

По данным государственного земельного учета площадь земель в Саратовской области, включенных в данную категорию, составляет на 01.01.2007г. 545,7 тыс.га. По сравнению с 2005 годом площадь земель лесного фонда не изменилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: