Методические задачи гимнастики определяют содержание упражнений и методику обучения, формы организации занятий с женщинами. Методика проведения занятий должна формироваться с учетом основных законов биологического развития женщин и дидактических принципов обучения.
В методике работы с женскими группами необходимо большое внимание обращать на дозировку и подбор упражнений. Дозируя нагрузку, учитывать выбор исходного положения, повторность упражнений, ритм и темп выполнения упражнений, применять отвлекающие упражнения, которые способствуют ускорению восстановительных процессов в организме после утомления. Подбор упражнений должен базироваться на основных дидактических принципах: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному. В процессе обучения каждому новому упражнению большое значение имеет применение различных методов и методических приемов в определенной последовательности, в зависимости от подготовленности занимающихся: объяснение и показ упражнения, выполнение подводящих упражнений для более успешного овладения основным упражнением, опрос занимающихся о представлениях изучаемого действия. По ходу выполнения упражнений занимающимися преподаватель может применять различные дополнительные методические приемы — слуховые и зрительные ориентиры для более четкого выполнения упражнений. Рассказ, объяснение, показ, зрительные, слуховые и тактильные ощущения, помощь и страховка, комбинированные снаряды, имитация движений и пр. создают облегченные условия для решения двигательных задач в занятиях с женщинами.
Методика проведения занятий с женщинами различного возраста имеет существенные различия.
Для студенток высших учебных заведений (18—22 года) предпочтительна ритмическая гимнастика и гимнастика по программе массовых разрядов категории «Б», утренняя гигиеническая гимнастика. Для женщин этого возраста обязательно участие во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза.
Для молодых женщин, работающих на производстве, обязательны выполнение комплексов производственной и утренней гигиенической гимнастики, занятия основной и ритмической гимнастикой в группах здоровья и общей физической подготовки, занятия гимнастикой на снарядах по программе младших разрядов категории «Б».
Методика проведения занятий с женщинами 19 — 34 лет, не имеющими отклонений в состоянии здоровья, должна учитывать особенности этого возраста. Подбор упражнений должен быть направлен на развитие физических качеств, ловкости, координации движений, смелости и решительности. Занятия со спортивной направленностью стимулируют выполнение спортивного разряда, участие в спортивных соревнованиях массового характера, семейных соревнованиях по месту жительства и работы. Занятия с женщинами среднего и старшего возрастов имеют ярко выраженную оздоровительную направленность, особое внимание необходимо обращать на дыхание в процессе выполнения упражнений, избегать упражнений, связанных с натуживанием, длительными статическими позами.
Систематические занятия с женщинами целесообразно проводить в организованных секциях при ЖЭКах, в секциях коллективов физической культуры учебных заведений, на предприятиях, в колхозах и совхозах, парках культуры и отдыха трудящихся, в туристских и оздоровительных лагерях. Зачислять в группы можно только при наличии справки от врача о состоянии здоровья, подтверждающей возможность занятия гимнастикой.
При комплектовании учебных групп учитывать возраст, физическую подготовленность и физическое развитие женщин. Подбор занимающихся по паспортному возрасту не всегда целесообразен, так как женщины одного и того же возраста могут иметь существенные различия в физическом развитии и физической подготовленности.
Основная форма проведения занятий с женщинами — урок, время которого от 45 до 90 мин, в зависимости от подготовленности занимающихся. Особенностью занятий гимнастикой является комплексное применение средств во всех частях урока.
Дозировка упражнений в первые месяцы занятий — 4—6 раз (каждое упражнение), после регулярных занятий в течение 6—10 месяцев количество выполняемых упражнений постепенно доводится до 12—24.
Темп выполнения упражнения для 19—34-летних женщин — от медленного к быстрому. Для женщин более старшего возраста — от медленного к среднему.
Особое внимание в занятиях с женщинами следует обращать па обучение их правильному дыханию в покое и в движении. При выполнении упражнений дыхание должно быть диафрагмальным, так как сокращение диафрагмы во время вдоха способствует более глубокому выдоху.
Методические указания к проведению подготовительной части //рока. Особое внимание обращать на решение организационно-воспитательных задач: сосредоточение внимания на четком выполнении команд и распоряжений, приобретение навыков подсчета пульса (пальпаторно), формирование правильной осанки, общая подготовка двигательного аппарата и совершенствование координации движений, развитие музыкального слуха, приобщение к коллективным действиям.
При проведении упражнений под музыку не только вести подсчет, но и давать конкретные указания и замечания. Например: «раз» — не сутулиться, «два» — руки прямые и т. д.
Средства подготовительной части: строевые и ОРУ, ходьба на носках, в приседе, легкий бег, подскоки на двух на месте и с продвижением вперед-назад, прыжки через скакалку, элементы народного танца.
Методические указания к проведению основной части урока. Для успешного решения задач основной части необходима правильная дозировка нагрузки с постепенным ее увеличением. В основной части можно выполнять упражнения ритмической гимнастики и на гимнастических снарядах.
Упражнения ритмической гимнастики начинать с упражнений 11а дыхание, постепенно усложняя упражнения в координационном отношении, изменяя ритм и темп выполнения упражнений — от медленного к быстрому, от быстрого к среднему и медленному. В процессе занятий следить за глубиной дыхания, четкостью выполнения движений.
Занятия на гимнастических снарядах проводить круговым способом. Учитывая специфику женского организма, включать в одно занятие не более двух снарядов, выполнение упражнений на которых требует усилий различных мышечных групп: брусья и бревно, акробатические упражнения на гибкость и ловкость, упражнения на внимание и упражнения на увеличение подвижности и суставах.
Средства основной части урока: ОРУ с предметами и без предметов, упражнения на гимнастических снарядах (простейшие кисы и упоры), акробатические упражнения, простейшие прыжки (опорные и безопорные), упражнения художественной гимнастики.
Методические указания к проведению заключительной части урока. Основное требование к заключительной части урока — приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, создание хорошего настроения, снятие напряжения, возникшего в процессе занятий. Упражнения выполняются в медленном темпе. Обращать внимание на глубину дыхания, расслабление мышц, использовать любимые музыкальные произведения, вместо команд пользоваться распоряжениями в спокойном и доброжелательном тоне, выполнять приемы аутогенной тренировки.
Занятия должны заканчиваться организованно. Урок можно закончить песней, что создает положительный эмоциональный настрой занимающихся и будет иметь воспитательное значение.
После окончания занятий необходимо принять водные процедуры.
Средства заключительной части урока: отвлекающие и успокаивающие упражнения, медленная ходьба, упражнения на расслабление и дыхание, на восстановление правильной осанки, элементы танцев.