ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА
Учебное пособие
Издательство Института Психотерапии
Москва
Филиппова Г. Г.
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240
с.
В учебных пособиях к курсу «Психическое развитие ребенка раннего возраста», как правило,
подробно не излагаются два очень важных тематических раздела — развитие психики в пренатальном
периоде и психология материнства.
Книга Г. Г. Филипповой восполняет этот пробел. В ней отражены взгляды современной
отечественной и зарубежной науки на психическое развитие ребенка, структуру и содержание
взаимодействия матери и ребенка в пренатальном, неонатальном периодах, младенчестве и раннем
возрасте, а также дано представление о материнстве как самостоятельной психической реальности.
Пособие предназначено для студентов психологических, психолого-педагогических и психолого-
медицинских специальностей.
ISBN 5-89939-064-6
© Г. Г. Филиппова, 2002
© Изд-во Института Психотерапии, 2002
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема материнства и его изучение в психологии
1.1.Проблема материнства
1.2.Изучение материнства в психологии
1.3.Мать и ребенок: пути исследования
Вопросы для обсуждения
Глава 2. Психическое развитие ребенка и функции матери
2.1.Особенности развития ребенка и функции матери
2.2.Основные направления психологии детского развития
2.3.Эмоциональное благополучие
2.4.Развитие ребенка в раннем онтогенезе и функции матери
2.5.Проблема развития материнских функций
Вопросы для обсуждения
Глава 3. Материнство: структура, содержание, онтогенез
3.1.Материнство как потребностно-мотивационная сфера
3.2.Содержание и структура материнской потребностно-мотивационной сферы
3.3.Онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы
3.4.Особенности развития материнской сферы в современных условиях
Вопросы для обсуждения
Глава 4. Психологическая помощь матери и ребенку
4.1.Проблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической
помощи
4.2.Структура и содержание психологического консультирования
4.3.Диагностика и проектирование коррекции
Вопросы для обсуждения
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и
направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме.
Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии,
педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная
|
|
структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как
самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его
исследования.
Настоящее учебное пособие представляет собой попытку представить материнство как часть
личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на
задачи рождения и воспитания ребенка. При подготовке пособия использованы материалы многих
научных исследований материнства и развития ребенка в раннем онтогенезе, в том числе и собственные
данные автора, полученные в ходе многолетней научной и консультационной работы с беременными
женщинами, матерями с младенцами и детьми дошкольного возраста, а также при изучении
материнского поведения высших млекопитающих, в том числе и антропоидов.
В первой главе использованы материалы многих литературных источников, в которых
анализируются культурные и исторические особенности материнства, а также современные научные
исследования в этой области. При анализе развития ребенка (глава 2) не ставилась цель дублировать
имеющиеся в учебной литературе сведения. Особенности раннего онтогенеза рассматриваются с точки
зрения содержания материнских функций, их видотипичных и конкретно-культурных особенностей.
Третья глава основана на авторской теоретической модели материнства и его развития в онтогенезе В
четвертой главе обобщается представленный в литературе и собственный опыт автора по организации
психологической помощи по проблемам материнства.